Продажи в искусстве

Рынок произведений искусства в настоящее время пользуется особой популярностью и насыщен огромным количеством работ как известных мастеров, так и начинающих. Инвестирование в искусство заключается в приобретении художественного полотна на различных площадках для последующей реализации с получением прибыли путем перепродажи в выгодное время. Существуют также и коллекционеры, которые приобретают картину в качестве предмета роскоши ради украшения дома эксклюзивным арт-объектом. Целью большинства начинающих художников является результативный сбыт своих трудов. Для этого создатель должен быть известен в публике, а значит нужно провести маркетинговую стратегию. Покупка у неизвестных мастеров кисти привлекает инвесторов не только относительно небольшой стоимостью, но и верой в дальнейший успех автора. Труды раннего творчества известных деятелей приобретают колоссальную стоимость и огромное количество желающих заполучить данный холст. Имена перспективных художников периодически появляются на страницах крупных журналов.

Зачастую владельцами по-настоящему ценных произведений искусств становятся люди, не имеющие никакого отношения к данной сфере. Происходит это в результате вступления в наследство, случайной находке в старом доме либо факта дарения. Перед человеком, получившим в свое распоряжение неизвестный объект искусства, встает выбор, заключающийся либо в реализации, либо в сохранении, почитая память предков. При желании осуществить реализацию полотна обязательно ознакомиться со всеми нюансами процесса и выбрать правильную стратегию продвижения арт-объекта для получения большей прибыли.

Особенности российского арт-рынка

Торговля произведений искусства осуществлялась всегда, однако такое понятие, как арт-рынок, появилось в лексиконе совсем недавно. Это представляет собой взаимосвязь мастеров и конечных потребителей. Данную сферу относят к бизнесу за счет присутствия факта приобретения товаров для последующей выгодной продажи. Профессиональные игроки зарабатывают на соответствующих мероприятиях целые состояния. Помогает в этом знание рынка и представление наступления нужного момента для реализации. Инвестиции в искусство на территории России не имеет особую популярность, но развивается значительно быстро.

Начало формирования такого рода рыночных отношений в стране принято относить к 19 веку, когда промышленники имели значительные финансы для осуществления подобных сделок. С помощью купленных объектов украшались дома, а при надобности осуществлялась успешная реализация либо бартер. В любом случае это демонстрировало финансовую состоятельность. В дореволюционные времена впервые появляются посредники между художником и покупателем, которые создают галереи для демонстрации работ как известных, так и молодых перспективных творцов, журналы для значительного увеличения аудитории клиентов, а также популяризировали отечественное искусство в других странах путем подготовки выставок, что способствовало значительному денежному росту в индустрии.

Советская власть оказала значительное влияние на индустрию. Создание департаментов культуры практически убивает свободный оборот произведений. Единоличным заказчиком выступает государство со своими требованиями, направленными на социалистические идеи. Это означает, что работы художников должны соответствовать народности, идейности и приверженности классическому реализму. Случается так называемый застой в культуре. Длится это до появления подпольных площадок для продажи, на которых в тайне от правительства осуществляется торговля.

После распада СССР творения российских художников вновь обретают свободу и появляются в европейских странах с большим спросом. Контроль государства ослабевает, а значит инфраструктура по этому направлению развивается вновь. В 90-е количество посредников значительно возрастает, открываются крупные аукционные дома. На этой почве формируется список первых крупных коллекционеров. Все же данное время было достаточно сложным для России и оказало негативное воздействие на многие аспекты. Динамично развивающийся арт-рынок не остался в стороне и стал жертвой криминала и коррупции. За это время громких имен мастеров не появилось, что говорит о застое развития индустрии. В нулевых годах рынок искусства возрождается, что связано со значительным увеличением крупных инвесторов. Причиной тому открытие новых галерей и выставок.

В настоящее время российский рынок значительно отстает от западного. В первую очередь по причине отсутствия соответствующей ветви в законодательстве, которая оказала бы поддержку со стороны государства художникам, являющимися социально незащищенной группой. Это приводит к непопулярности профессии, а также к неимению навыков ведения эффективного продвижения, обесценивая свой труд. На этом фоне желание писать картины у многих талантливых людей угасает.

Процент подделок на территории страны достаточно высок. Это негативно сказывается на репутации крупных галерей и приводит к проблемам в ведении бизнеса вне территории России. Профессионалы, способные по достоинству оценить и провести соответствующую экспертизу, сосредоточены исключительно в крупных центральных городах. Однако известны случаи, когда даже профессиональная экспертиза не смогла выявить фальшивую работу. Все это приводит к уменьшению доверия у отечественных коллекционеров, а значит к уменьшению денежного оборота и спроса.

Принцип продажи на аукционах

Основным достоинством торговли на аукционах является наличие конкурентной борьбы между желающими. Преследуя свои цели, участники борьбы стараются изо всех сил поставить окончательную ставку и забрать желаемый товар. Победителем в этой гонке станет тот, кто предложит наибольшую сумму. Прозрачность и безопасность процесса делают данную площадку более привлекательной для игроков на рынке искусств. Для того чтобы принять участие, необходимо пройти предварительную регистрацию и получить одобрение на выставления своего лота.

К недостатку аукционов относят надобность подстраиваться участникам процесса под определенное время, назначенное третьими лицами. Например, назначение торгов на зимнее время при предоставлении лота для реализации летом. Обосновано это тщательной подготовкой организаторов, связанной с оформлением каталогов и запуском рекламы для привлечения аудитории. На небольших площадках такой процесс протекает достаточно быстро за счет относительно небольшого внимания на предварительную подготовку, что приводит к относительно меньшему спросу.

Еще одной негативной особенностью является публичность мероприятия. При продаже известных объектов у людей возникают различного роды вопросы, связанные с выяснением причины реализации. Многие крупные коллекционеры предпочитают совершить сделку в условиях анонимности или меньшего охвата людей. Отсутствие желающих приобрести произведение искусства также скажется на ценности. Избежать упомянутых трудностей возможно путем реабилитации работы путем снятия с аукционов, а затем возобновление на площадках, имеющих хорошую репутацию.

Важность соблюдения договоренности с дилером

При возникновении желания осуществить реализацию на аукционе стоит убедиться в отсутствии договоренностей с продавшим картину дилером. Люди, представляющие интересы определенных художников, на этапе осуществления сделки упоминают ряд обязательств, которые могут заключаться в реализации товара исключительно в галерее агента. Пренебрежение соблюдения соглашения чревато негативными последствиями в дальнейшем и порче репутации коллекционера.

Наиболее встречающаяся ситуация связана с длительным приобретением трудов мастеров для личного пользования у одного дилера и разовым желанием продать на известном торговом аукционе. В меру незнания всех нюансов и правил размещения в торговых домах возникают подобные неприятные ситуации. Дилер, узнавший произведение, которое продал много лет назад, на каталогах в преддверии аукциона, будет неприятно удивлен по причине заключения определенных соглашений. Продавец мог просто о них забыть спустя такое количество времени. Перед человеком появляется два пути решения, заключающиеся либо в удовлетворении запросов дилера, требующего немедленного снятия лота с торгов и выплаты неустойки, либо организаторов. Любой выбор приведет к возникновению конфликтной ситуации с обделенной стороной. Неимение возможности приобрести товар у этого дилера и его окружения или ухудшение репутации на крупном аукционе, что может понести за собой ряд определенных санкций. Все это приведет к порче репутации на рынке.

Как правильно выбрать площадку размещения лота

Выбор аукциона играет большую роль для выгодной продажи произведения. Для начала необходимо получить и рассмотреть предложения, полученные от различных площадок. Такое происходит при заинтересованности в данном полотне организаторов выставок. Стоит обратить внимание на взимаемую комиссию, принцип проведения торгов, а также проведение подготовительных мероприятий, направленных на привлечение масс. Опытных игроков также интересует количество одновременно выставленных работ и их схожесть. Большая конкурентность представленных изображений при относительно небольшой публике снизит шансы удачного сбыта. Правильно преподнесенная информация, представленная в каталогах, направлена заинтересовать покупателя и подогреть его интерес, а значит увеличить шанс успешной реализации. Тем самым, надо обязательно согласовать этот вопрос до начала презентации, чтобы не возникло неприятных ситуаций.

Для реализации крупного масштаба готовиться нужно заранее. Создать некую стратегию, направленную на увеличение узнаваемости и достижения понимания у покупателей места и времени продажи лота. Своевременное предоставление картины торговому дому становится ключом к достижению эффективного результата. Оптимальным временем начала осуществления поиска подходящего аукциона принято считать 4-5 месяцев до старта. Однако возникают и такие ситуации, при которых торговые площадки вынуждены сами искать интересующие труды художников. Вызвано это снижением объемов представленных товаров, а значит конкуренция минимальна. Запрыгнув в последний вагон аукционного цикла, взвесив все преимущества, можно совершить достаточно успешную сделку.

Затраты на реализацию

Планирование выставления полотна на аукцион должно быть взвешенным, учитывая все возможные пути исхода событий, дабы не возникли неожиданные ситуации, которые способны серьезно подорвать финансовую составляющую. Для этого нужно внимательно изучить представленные для подписи бумаги, в том числе на совершение передачи своего имущества. Все основные условия должны быть прописаны, включая все возможные издержки.

Отсутствие особой заинтересованности в выставлении работы на торгах вырисовывает средние комиссионные выплаты в размере 10% от итоговой стоимости. Логистика и каталоги также требуют определенных вложений, которые стоит учесть на этапе планирования. В случае нехватки желающих приобрести выставленный лот потребуется совершить обратный выкуп и доставку. Помимо этого, возникают ситуации, требующие проведения экспертизы подлинности либо проведение реставрации при плохом состоянии. Все эти расходы оплачивает продавец согласно договору.

Как осуществляется процесс продажи

После совершения мероприятий по выбору подходящей площадки, изучению и заключению соответствующего договор, а также передачи товара, происходит подготовка к торгам. Начинаются процессы составления каталогов, распространения информации для привлечения аудитории.

Перед началом торгов выбирается путем решения продавца с учетом мнения организаторов минимальная (стартовая) цена. Важно осознавать, что аукцион будет настаивать на снижении начальной стоимости. В интересах коллекционера увеличенная цена. Однако не стоит перегибать в подобной ситуации, потому что это способно отпугнуть большинство участников процесса. Стоимость должна быть адекватной, чтобы привлечь как можно больше желающих для осуществления торгов, вызывающих азарт и нежелание уступать. Иначе это продемонстрирует финансовую несостоятельность относительно своего оппонента. Для определения ценового диапазона имеет смысл сравнить выставляющие работы других мастеров, которые похожи по стилистике и дате написания.

Далее происходит сам процесс торгов, где коллекционеры приобретают понравившийся объект. Очередность также играет значительную роль в эффективной продажи. Этот момент нужно также согласовать с представителями аукциона. В лучшем исходе событий появляется конкурентная борьба между покупателями, которая определяет победителя. В случае только одного желающего объект будет приобретен по начальной ставке.

Безопасности ради следует уточнить вопрос получения лота победителем. Самым прозрачным способом будет осуществление передачи лота после совершения оплаты покупателем в полном объеме.

Передача произведения для реализации агенту

Во многих аукционных домах появилась возможность осуществлять сделку, минуя торги. Проще говоря, организаторы выступают в качестве агента по совершению сбыта объекта путем достижения частного соглашения между сторонами. Суть подобного процесса заключается в получении продавцом установленной ранее денежной суммы. Преимуществом метода является не публичность процесса и неимение серьезных временных ограничений. Поиск покупателя осуществляется представителями аукциона на желанную сумму и может длиться большое количество времени. Существует вариант сбыта товара музеям, однако результат может достигаться через пару лет.

Большей популярностью обладает способ прямой продажи дилеру, который заинтересован в приобретении и готов подождать для получения конечной прибыли, перепродавая в более удачный момент. В таком случае продавец получает определенную денежную сумму. Дилер же реализует товар за сумму, которая может превышать отданную владельцу в 2 раза. В таком случае человек, отдавший свое имущество на реализацию, не несет никаких рисков, и в любом случае получает свои деньги. Однако конечная судьба и стоимость сделки по передаче товара коллекционеру неизвестна, что вызывает определенные причины беспокойства. Знание результата может привести к окончательной потере доверия к агенту и расстройства насчет упущенных денег по причине ощущения обмана.

Работающие в данной индустрии люди обладают превосходными знаниями рынка и порой по-настоящему обогащаются за счет неопытных владельцев, что приводит к возникновению недовольств. Подобные ситуации зачастую решаются в суде, но существуют решения данной проблемы на начальном этапе. Собственник вправе настоять на документальном указании максимальной выручки консультанта и отсутствии комиссии, предъявленной окончательному покупателю, сковывая руки посредникам. Далеко не все агенты согласятся на такие условия, что должно вызвать настороженность по поводу ценности продаваемого товара.

Наиболее выгодным вариантом для желающего продать картину агенту является реализация за премиальные проценты. Дилер получает оговоренный процент от итоговой суммы. Как правило, данная цифра не превышает 25%, однако при осуществлении сбыта действительно ценной работы именитого художника возможно понижение процента. Все эти условия прописываются в контракте и имеют юридическую силу. Также существует вариация заключения отношений, в которых владелец получит установленную цену, а избыток разделяется на равные доли с агентом, совершившим сделку. Такая ситуация встречается достаточно редко, но имеет место. Подобные варианты ведения дела должны стимулировать посредника к достижению положительного результата.

Для совершения сбыта даже опытные игроки требуют время. Помимо условий в контракте при желании определяются временные рамки на осуществление операции. При невыполнении сроков по причине отсутствия покупателя либо нестабильности рынка условия пересматриваются. Подобное условие дает возможность забрать свое имущество по истечению срока.

Маркетинг при собственной продаже

Для осуществления успешной маркетинговой компании необходимо найти равновесие между ценовой составляющей, качеством продукта, места и способа продвижения, который требует анализа состояния рынка в целом и запросов аудитории.

На выставках важно придерживаться основных правил. Важно не лишать людей личного пространства. Многие специалисты сравнивают процесс продаж в искусстве с коротким танцем. Для начала нужно представиться перед заинтересованными людьми, которые в данный момент рассматривают полотно, начать узнавать их потребности, а затем раствориться, чтобы не мешать насладиться искусством. Такого рода мероприятия зачастую посещают парами, а значит требуют уединения для решения приобретения. Никому не нравятся надоедливые консультанты в магазинах, которые напрочь отбивают желание приобрести товар.

Создание интересной истории возникновения или красивое объяснение процесса находки полотна является отличным маркетинговым ходом, направленным на подогревание интереса у аудитории. Эмоциональная история для дальнейшего распространения с помощью своего окружения способна найти своего покупателя.

Все это могут сделать специализированные компании, цель которых увеличить количество аудитории, в том числе в социальных сетях. Достигается это профессиональным анализом, правильным оформлением страницы в интернете, если таковая имеется, таргетированной рекламой. Узнаваемость бренда или конкретного художника создаст благоприятную почву для осуществления последующей маркетинговой компании.

Как правильно продать

Для того чтобы совершить выгодную продажу или покупку, необходимо иметь представление о ценности товара, а также понимать курс тренда. Для этого нужно следить за новостями и правильно их анализировать. В первую очередь это полезно для совершения успешного приобретения. Имена перспективных молодых мастеров можно найти в соответствующих номерах журналов. Приобретение работ данных художников может быть очень полезным вложением своих средств, потому что существует вероятность их грандиозного успеха в дальнейшем. Имена без зачатков таланта в подобные статьи вряд ли попадут.

Анализ рынка осуществляется как с помощью платных сервисов, которые предоставляют всю нужную информацию, так и самостоятельно с помощью общедоступных архивов. Платные отчеты зачастую попадают в свободный доступ через определенное время. Собранные данные ни в коем случае не дают каких-либо гарантий, а служат ориентиром.

Экономическая составляющая влияет только на спрос произведений. Ценовая составляющая зависит от имени и качества творения. Не стоит выставлять лоты при явной нестабильности рынка. Благоприятные моменты значительно увеличат шансы на совершение эффективной сделки.

Как правильно хранить арт-объекты

Для выгодного сбыта рекомендуется создать все необходимые условия для хранения. В меру своей неопытности возникают ситуации, при которых владелец теряет деньги при росте цены за счет не соблюдения должных мер и потере товарного вида. Особенно трудно сохранить объекты, имеющие далекие корни создания. Такие предметы достаточно хрупкие и легко теряют свой первозданный вид.

Полотна не любят прямых солнечных лучей и сырости, а значит нужно выбрать соответствующее помещение с минимальной влажностью и защитой от солнца. Категорически запрещено применять ванные комнаты и кухни в качестве размещения. Любое освещение должно находится на безопасном расстоянии, дабы не нанести ущерб. Оптимальной температурой принято считать 18-22 градуса цельсия.

Чистка полотна достигается путем ручной работы без использования очищающей химии. Обратную сторону объекта следуют прикрыть бумагой или картоном. Известным способом защиты от воздействий извне является стекло, однако не стоит его использовать для масляных картин. Это приведет к порче за счет нарушения таких важных составляющих, как температура и влажность.

Все эти условия создать достаточно проблематично не опытному владельцу. Хорошим решением будет использование хранилищ или оснащение своих помещений современной вентиляционным оборудованием.

Поддельные картины

Подделка в настоящее время является достаточно развитой индустрией, в которой задействованы миллиарды долларов. Далеко не все случаи с подобными махинациями выявлены в настоящий момент. В современном мире отличить подделку от оригинала визуально практически невозможно. Технологии коснулись и этой отрасли. Проверить оригинальность полотна возможно с помощью специализированных экспертиз, но стопроцентной гарантии никакой способ не даст. Перед покупкой важно проверить историю переходов полотна владельцам. Прозрачная история операций добавит уверенность в подлинности.

Даже опытные коллекционеры приобретают неоригинальные версии в меру незнания. Самый известный случай коснулся произведения Бориса Григорьева под названием “В ресторане”, которую приобрели за четверть миллиона долларов. Перед осуществлением сделки полотно прошло соответствующую экспертизу, которая не выявила факта мошенничества. Сам автор признался, что отношения к данной работе не имеет. Дело перешло в суд, который вынес оправдательный вердикт эксперту, а потраченные деньги так никто и не вернул. Мошенник также канул в неизвестность.

Крупные музеи используют химическую экспертизу для подтверждения подлинности и вычисляют насколько рисунок правдоподобен, а также проводят проверку, нацеленную на определение соответствие стилистики художника.

Мошенники освоили методы, помогающие использовать грунт, холст, краску старых времен. Более часто обману подвергаются труды неизвестных имен и художников с большим багажом трудов. Также существует прием, суть которого заключается в создании практически выдуманного художника. Для этого находят неизвестного широкой публике мастера минувших лет, имеющегося пару работ. Преступники придумывают интересную биографию и создают схожие по стилистике произведения. После чего ведется стратегия по продвижению имени на рынке для осуществления удачных продаж. Известны случаи, когда работники искусства, имеющие высокую репутацию, были пойманы за внедрением подобных фальшивок на выставки и каталоги.

Накрывают таких деятелей путем внедрения сотрудника полиции в эту сферу. Методы схожи с обнаружением производства наркотиков или террористической ячейки. Только специальная разведывательная операция поможет обнаружить мошенников.

Сейчас приобрести полотно непосредственно у художника практически невозможно. Однако можно обезопасить себя путем подписания соответствующего договора, а также не покупать арт-объекты в сомнительных местах. Даже если стоимость работы слишком соблазнительна.

Совершение сделок в режиме онлайн

Пандемия сильно повлияла на экономику, в том числе и на индустрию арт-объектов. Это привело к масштабным закрытиям галерей, которые ради спасения бизнеса перешли в интернет. Общий денежный оборот площадок упал на 36%, что нельзя сказать об интернете, где наблюдается увеличение до 40%. Подобная смена формата смогла сохранить спрос. Количество сайтов, где можно выставить свое произведение и ждать покупателя, выросло в разы.

Принцип работы торгов в интернете заключается в дистанционном проведении. Участники процесса могут находиться в абсолютно разных местах земного шара. В остальном процесс не изменился. Побеждает тот, кто сделал последнюю ставку. Лот доставляется как с помощью службы доставки, так и личной встречи сторон.

Для того чтобы участвовать в онлайн-аукционе нужно выполнить следующие действия:

  • пройти соответствующую регистрацию на сайте и оформить личный кабинет;
  • провести качественную фотосессию;
  • выставить лот с фотографиями и дополнительной информацией, описывающей стилистическую часть;
  • поделиться красивой историей и качественной историей создания либо приобретения;
  • отслеживать процесс.

Все онлайн-площадки отличаются принципом проведения мероприятий. Например, некоторые платформы сами создают оформленный лот на основании предоставленной информации.

В случае отсутствия покупателей на торгах следует пересмотреть политику продажи (фотографии, описание, саму площадку). Как правило, оплата за купленный товар совершается только после получения объекта покупателем. Только выбор крупных и популярных площадок обеспечит безопасность сделки.

Существуют такие аукционы, в которых продать свое полотно может любой художник, если она удовлетворит администрацию проекта. Стартовую цену устанавливает сам продавец. Для определения правильной стоимости следует изучить схожие работы других имен такого же уровня. Администратор подскажет с выбором стоимости. Это очень важно мероприятие, от которого напрямую зависит исход. Поэтому стоит указать адекватную сумму, даже несмотря на неутолимое желание продать как можно выгоднее.

Основной особенностью является взимаемые комиссии проектов. Некоторые удерживают процент со сделки, а другие после совершения определенного количества продаж требуют приобрести продукт искусства другого мастера либо пожертвовать одну из своих картин в фонд проекта.

Экономия времени является основным достоинствам участия в интернет торгах, но лишает возможности живого общения с людьми, находящимися в этой сфере, а также наращивании нужных знакомств. Заинтересованность площадок в полотне заставляет вести активную деятельность по продвижению выставленных работ. За всем процессом можно наблюдать в режиме реального времени прямо из квартиры. Однако существуют и негативные моменты. Это обман организаторов. Поэтому следует более тщательно выбирать аукцион.