Основы галерейного бизнеса

Открытие галерейного бизнеса в наше время является достаточно новым, но очень перспективным с точки зрения инвестиций видом деятельности. Даже самые обобщенные показатели годовой доходности говорят о средней ее величине в 12%-17%. Максимальные же значения достигают 300% доходности в год. Согласитесь, впечатляет?

Особую нишу на арт-рынке занимает современное искусство. Открытие галереи современного искусства не только выгодно, но и увлекательно, хотя бы уже потому, что работы признанных мастеров давно разобраны по музеям и дорогим частным коллекциям, открытия случаются крайне редко. А вот современное искусство – как раз тот рынок, где можно найти самое лучшее и предложить людям.

С чем связано развитие галерейного бизнеса в нашей стране?

Развитие галерейного бизнеса в России происходит постепенно. Инвесторы, вкладывающие свои ресурсы в проекты первой необходимости, которых так не хватало в советскую эпоху, сегодня обратили свои взоры на культуру и искусство. К тому же наши люди теперь имеют гораздо больше возможностей, чем раньше. Они путешествуют, посещают известные места, музеи, галереи и выставки, рождающие большой интерес и желание открыть собственную галерею в своей стране. К слову, на Западе человек, инвестирующий в произведения искусства, имеет право на налоговые льготы, поскольку считается причастным к процессу создания культурных ценностей, которые останутся в государстве. К сожалению, в нашей стране подобные привилегии пока не прижились.

Особенности галерейного бизнеса

Организовать этот бизнес не так сложно, как кажется на первый взгляд. Важно разбираться в искусстве, иметь четкое представление о бизнес-процессах (последовательности действий), необходимых для реализации этого вида деятельности, и понимать механизмы продаж на арт- рынке. Особенности галерейного бизнеса имеют как плюсы, так и минусы.

К отрицательны сторонам этого вида деятельности можно отнести:

  • Невозможность спрогнозировать результат, отсутствие четких предпосылок к изменению условий на рынке;
  • Наличие большого теневого оборота произведений искусства в нашей стране;
  • Сложности, связанные с работой с творческими людьми, обладающими необычным подходом к жизни, как правило, имеющими проблемы с дисциплиной и ответственностью.

Положительными моментами являются:

  • Отсутствие необходимости приобретать сам товар, поскольку художники либо арендуют у галериста (владельца галереи или ее сотрудника) площадь для своих работ, либо отдают ему произведения на продажу под определенный процент;
  • Очень низкий уровень конкуренции;
  • Быстрая окупаемость, которая составляет обычно 1 — 3 года.
  • Возможность получения дополнительного дохода. Владелец салона или галереи может не только продавать предметы искусства, но и заниматься организацией выставок, различных мастер-классов, флеш-мобов, подразумевающих приобретение билетов для посещения;

Почему лучше покупать через галерею?

Покупать произведение искусства через галерею – значит быть уверенным в приобретении работы настоящего художника, мастера, профессионала, а не случайного человека с улицы. Владелец салона специально отобрал его, наблюдал за его становлением, он является гарантом подлинности работ, которые продает. К тому же у галеристов и искусствоведов, как правило, есть особое чутьё на перспективность работы, поэтому есть вероятность того, что в будущем ее стоимость значительно увеличится.

Как начать галерейный бизнес?

Точнее сказать, не как начать, а с чего начать – конечно с капиталовложения. Минимальной в этом случае станет сумма в 250-300 тысяч рублей. Она необходима для аренды помещения под галерею (если вы, конечно, не планируете его покупку).

Аренда помещения

Вообще галерея – это специальное помещение, в котором выставлены на обозрение произведения художественного искусства. Либо же это собрание отдельных произведений, к примеру, галерея пейзажей. Это может быть здание необычной конструкции с обшарпанными стенами и хаотично расположенными на нем полотнами. Данное решение весьма концептуально и не требует больших финансовых затрат. Необходимо узнать, какие помещения предлагают взять в аренду в вашем городе или регионе. Многие галереи в настоящее время работают по арендным схемам следующего порядка: владельцы салонов выбирают самостоятельно памятники архитектуры, которые не подлежат приватизации, зачастую уже отремонтированные, и затем снимают их в аренду. Конечно не стоит выбирать помещение, расположенное в спальном районе – вам не избежать провала.

Поставщики

Где взять творческих поставщиков? Это один из важнейших вопросов. Поставщиками для многих салонов и галерей являются местные молодые художники, известные мастера, стоимость авторских работ которых порой может достигать нескольких сотен тысяч рублей, а то и долларов. Именно такие работы позволяют салонам иметь крупных отечественных покупателей, которые, к примеру, не всегда являются высокими ценителями искусства, но желают приобрести что-то интересное и для этого консультируются со специалистами, или ориентироваться на искушённого западного коллекционера.

Стоит отметить, что художники сами жаждут попасть в галереи, зарекомендовавшие себя и к галеристам, являющимся известными коллекционерами, доверие к которым со стороны клиентов и партнеров обеспечивает автоматическую раскрутку и повышение стоимости работ, представленных в их салонах, поскольку покупка картины в этой галерее – надежное и престижное вложение. Кроме того, хороший галерист с легкостью может внести имя художника в историю.  

Прочие обязательные составляющие галереи

Помимо помещения и работ, которые в ней выставляют и продают, галерея должна отвечать следующими необходимым требованиям:

  • Обладать правами юридического лица и лицензией на право торговли произведениями искусства;
  • Иметь в штате опытных искусствоведов-экспертов;
  • Использовать собственную концепцию для работы на арт-рынке;
  • Иметь помещение для хранения произведений искусства (депозитарий).

Где обучают галеристов?

Для того, чтобы стать галеристом, необходимо постоянно развить свой художественный вкус. Именно тогда вы сможете наиболее успешно вести свой бизнес. Существует целое направление по изучению истории искусств, причем оно давно выросло из традиции гуманитарного образования ради общей культуры. Первое высшее учебное заведение появилось в России более трехсот лет назад. Это была Славяно-греко-латинская академия с определенно гуманитарным направлением. Первый Император Всероссийский Петр I говорил о том, что в вузах должны быть четыре факультета: юридический, медицинский, филологический и философский. То есть гуманитарный уклон должен быть преобладающим. В процессе обучения на этих факультетах особое внимание оказывалось изучению общей культуры, оценке и восприятию различных предметов искусства.

Поэтому, чтобы в наше время стать галеристом, необходимо выбрать факультет, программа которого предусматривает изучение истории искусств и всему, что с ней связано.

Основными отечественными высшими учебными заведениями, предоставляющими в наши дни образование в сфере искусств, считаются:

  • Российская академия живописи, ваяния и зодчества (РАЖВИЗ), основанная великим живописцем Ильей Глазуновым;
  • МГУ (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова), кафедра искусствоведения которого давно стала легендой;
  • Высшая школа культурологии, славящаяся своей кафедрой культурологии и антропологии. Здесь подготавливают кадры интеллектуальной элиты российской культуры;
  • Институт истории культур (бывший УНИК) с одним из своих старейших факультетов культурологии, на котором реализуется уникальная система обучения, построенная на принципе погружения в изучаемую эпоху;
  • Московский государственный университет культуры, предлагающий прекрасную базу для профессиональной подготовки в области культуры и искусства.

Это далеко не весь список образовательных учреждений, ведущий подготовку будущих теоретиков искусства. Однозначно можно сказать одно: в них непременно обучают европейским и древним мертвым языкам, изучают эстетику, теорию культуры, античную и современную историю, литературу, театр, философию, социологию, риторику, прикладную культурологию, религиоведение, символизм в культуре, психологию, методики системного исследования, историю стилей.

Несомненно, научиться понимать, любить и ценить искусство вполне можно на факультетах культурологии, истории искусства, музееведения и прочих. Но для того, чтобы стать галеристом этого недостаточно. Необходимо любить современное искусство, тяготеть к нему и, конечно, иметь практическую смекалку.

Современный галерист должен не только разбираться в искусстве, но и владеть, как минимум, элементарными знаниями в области менеджмента и экономики, желательно в сфере культуры. Важно иметь представление о том, как организовать и провести выставку, грамотно ее прорекламировать, наиболее выгодно приобрести и осуществить продажу произведения искусства.

Кроме того, владельцу салона необходимо разбираться не только в теории искусства, но и в тенденциях современного мирового и российского творчества, уметь оценить основные события в области перформансов, акций, выставок, ярмарок современного искусства, фестивалей видео- и фотоарта, антикварных салонов и аукционов.

Чем занимается галерист?

Основной задачей галериста является, как мы уже выяснили, подбор (или покупка) работ художников и мастеров и их реализация. В идеальной ситуации галерист – это эксперт в области искусства. Он владеет исчерпывающей информацией о стилях и авторах, знает, как отличить шедевр от подделки. Зачастую он становится коллекционером, ведь это увлечение и в то же время бизнес захватывает человека полностью.

Кроме того, он – предприниматель, а еще его часто называют галерейным менеджером, функциями которого становятся не только непосредственная работа с художественными произведениями (их оценка, характеристика), но и организация и проведение выставок, аукционов и других необходимых мероприятий, создание клиентской базы для торгов арт-объектами, отслеживание всех промежуточных этапов процесса продажи произведения искусства, мониторинг тенденций в мире искусства, поиск новых авторов.

Итак, как предприниматель, он занимается следующим:

  • Ищет продавцов и покупателей. Это могут быть известные музеи, частные коллекционеры;
  • Планирует и организует выставки с последующим аукционом;
  • Рассчитывает предполагаемые затраты и возможную прибыль, оценивает рентабельность мероприятия;
  • Выставляет цены на экспонаты и распределяет сами произведения по зонам в рамках выставок;
  • Составляет продающие описания;
  • Подбирает залы или иные помещения для выставок;
  • Продумывает освещение, защищает экспонаты от повреждений;
  • Организует работу персонала;
  • Проводит фуршеты, которые всегда устраиваются на крупных аукционах и престижных выставках.;
  • Ведет сами мероприятия, презентует публике произведения искусства, старается заинтересовать потенциальных покупателей;
  • Подсчитывает прибыль и анализирует успешность выставки, продумывает возможные улучшения на будущее.

Попутно галерист должен постоянно заниматься саморазвитием. Сфера искусства настолько обширна и богата, что освоить ее всю досконально за человеческую жизнь попросту невозможно.

Как привлечь внимание к галерее?

Современный галерист – это не просто человек, который присматривает для своего салона произведения скульптуры и живописи. Он берет на себя обязанности по раскрутке выставок, рекламе и промоушену профильных мероприятий. Как привлечь внимание зрителя и потенциального покупателя к своей галерее или выставке? Как сделать акцент на определенном авторе и его имени? Ответы на эти вопросы зависят от самого галериста, его заинтересованности, вовлеченности, креативности и коммуникабельности.

Репутация

Огромное значение имеет созданная репутация, которая способна обеспечить лояльное отношение клиентов и партнеров. С целью создания положительной репутации салон с самого начала его открытия должен участвовать в крупных, серьезных и престижных проектах и даже инициировать собственные проекты. В этом случае о галерее быстро начнут писать в прессе и освещать ее на телевидении и радио.

Если галерист сам является серьезным и достаточно известным коллекционером, это также может добавить доверия к его салону.

Реклама

Со временем каждая галерея и салон «обрастают» своей базой клиентов, покупателей и просто интересующихся искусством, платежеспособных людей, которых необходимо заинтересовать своей выставкой. В этом может помочь проведение грамотных рекламных мероприятий.

Если владелец салона имеет целью осведомить публику о выставке, будь то персональная, юбилейная, благотворительная или просто выставка-продажа, то основным инструментам распространения информации о них выступает Интернет. Необходимо разработать собственный сайт, посредством которого осуществлять информирование клиентов о предстоящих событиях, продажах произведений искусства, репродукций.

Можно также заказать в издательстве бумажные буклеты, открытки, различные проспекты, календари. Эту бумажную продукцию целесообразно предлагать посетителям как в самой галерее, так и распространять бесплатно в рекламных целях.

Необходимо устраивать выставки, которые могут быть приурочены к определенному событию или юбилею. Как правило, с этой целью создается рассылка адресных информационных писем о предстоящей выставке, или это могут быть, к примеру, приглашения на данное мероприятие. Увеличить эффективность рассылки приглашений можно подписывая их от руки. Прекрасным дополнением станет написание от руки адреса получателя. Как правило, такие приглашения редко оставляют без внимания.

Что касается самого текста сообщения, то оно должно быть коротким, ясным, информативным, с указанием дат проведения выставки, часов работы галереи, адреса, желательно приложить небольшую схему проезда. Если обращение в приглашении или открытке будет по имени и отчеству, то это привлечет больше внимания и значительно повысит симпатию со стороны клиента. Ну и конечно подпись самого галериста, которая однозначно добавит веса приглашению, обращая внимание на значимость его получателя.

Еще одним из действенных способов привлечения внимания к своему мероприятию может стать (особенно на начальных порах) персональный обзвон клиентов по телефону. Поскольку база потенциальных покупателей галереи сравнительно небольшая, то и данный вид привлечения внимания к галерее довольно эффективный. Если база слишком велика, то позвонить по телефону можно только избранным, «особым» клиентам. К тому же такие звонки позволяют галеристу наладить личные перспективные связи, которые в дальнейшем не позволят потенциальному покупателю отклонить приглашение. При этом не стоит забывать о необходимости лично поблагодарить клиента за посещение выставки.

Что касается средств массовой информации (СМИ), этот канал оповещения о мероприятиях, проводимых в галерее, не всегда эффективен. Реклама такого рода работает в основном, когда салон представляют медийные личности, создающие события, прецеденты вокруг своего имени, провоцируя СМИ обратить на себя внимание. К тому же это не всегда рентабельно, поскольку, во-первых, программ и каналов об искусстве совсем немного и популярны они только в очень узких кругах, а во-вторых, услуги этих каналов и программ бывают непомерно дороги.

Визуализация

Немаловажную роль в раскрутке галереи играет визуализация. Важно разработать логотип галереи. Он должен быть несложным, но запоминающимся. Сегодня в тренде минималистическое искусство, поэтому логотип должен состоять из самого необходимого. Для него характерны упрощенные формы, минимальная цветовая нагрузка при максимальной информационной. Не отстает от минимализма мода на создание буквенных конструкций – еще одна простая методика в создании простых и информативных эмблем. Немеркнущей классикой является текстовый логотип. Здесь главное – правильно подобрать шрифт и простые стилистические эффекты, чтобы логотип был легко узнаваем.

Место расположения

Не просто важное, а глобальное значение имеет местонахождение галереи. Обычно галерейные площади стремятся организовывать в специализированное пространствах для посещения художественных экспозиций, или в центре города, где высокий поток людей, много в больших торговых центрах и т.д.

Многие эксперты утверждают, что самым лучшим расположением для нового салона является соседнее здание уже известной галереей. Посещая знакомое место, каждый второй ценитель современного искусства не устоит перед соблазном заглянуть в соседнюю, пусть даже малоизвестную галерею.

Можно открыться, к примеру, в местах, где продается элитная мебель, все для интерьера дома. Подобные места посещает преимущественно достаточно обеспеченная прослойка населения, поэтому вероятность привлечь потенциального покупателя гораздо выше. Желательно, чтобы рядом была удобная парковка и развитая транспортная инфраструктура, а также места для свободного времяпровождения – бульвары, площади.

Для привлечения внимания при входе в здание можно установить рекламные щиты и плакаты, которые будут информировать о том, что галерея предлагает возможность украсить не только дом, но и найти достойный подарок дорогому человеку. Это довольно эффективно воздействует на сознание целевой группы, потому что в последнее время обеспеченные люди все чаще преподносят в подарок своим родственникам, коллегам и бизнес партнерам не дорогую технику и экзотических животных, как еще пару лет назад, а именно картины и скульптуры. Стало модно дарить искусство.

На что еще следует обратить внимание?

Приняв решение об организации галерейного бизнеса, начинающий владелец салона должен обратить внимание на такие моменты, как:

Соблюдение правил хранения предметов искусства

При выборе помещения для галереи стоит обратить внимание на отопление, водоснабжение и вентиляцию. Сырое и плохо вентилируемое помещение негативным образом сказывается на качестве хранения картин, а также на отношении посетителей к галерее. Спертый, слишком влажный, воздух оставит негативное впечатление после первого посещения. Многим ценителям искусства хорошо знакомы основные правила хранения картин. Потому мало вероятно, что они захотят покупать что-либо в такой галерее.

Освещенность

Освещение в галерее должно быть качественно выполненным. Так, чтобы выставляемые произведения выглядели в наилучшем свете. Избавит от дополнительных трат, связанных с заменой проводки, предварительное знакомство с техническим планом арендуемого или приобретаемого помещения для будущей галереи. Кроме искусственного света, выгодному экспонированию картин способствует естественное освещение. Следовательно, помещение для галереи должно располагать большими окнами с хорошей светопроницаемостью.

Безопасность

Большие окна и стеклянные витрины, несомненно, работают как дополнительная реклама и источник естественного света для любой галереи. Проходя мимо витрин, за которыми видно прекрасные творения современных художников, мало кто сможет не повернуть голову и не взглянуть на них хотя бы одним глазком. Однако у такой рекламы есть свои минусы – повышенный уровень опасности проникновения воров или хулиганов. Потому открывая галерею, предпринимателю не стоит скупиться на систему сигнализации и установку роль-ставней.

Страховка

Страхование художественной галереи и предпринимательской деятельности, связанной с ней, или произведений искусств – это еще один способ уберечь себя от таких неприятностей, как кражи, пожары, затопление сверху и т. д. Отказываться от страховки может только недальновидный или слишком самоуверенный держатель художественной галереи. Самыми распространенными видами страховки среди действующих галерей принято считать страхование от вандализма, долгов, хулиганства, пожаров, временной приостановки работы галереи, ущерба собственности (если галерея будет брать картины сторонних авторов на реализацию), ухудшение состояния здоровья и т. д.

Современный галерист. Кто он?

Современный галерист – это, как правило, зрелый человек с блестящим образованием, который в совершенстве владеет несколькими иностранными языками и прекрасно разбирается одновременно и в искусстве, и в бизнесе. Он отлично понимает далекий от практичности мир художника и стремления прагматичного бизнесмена. Сочетание подобных качеств – большая редкость, что, в общем, естественно. Поэтому работа галериста – дело для избранных: конкуренция здесь невелика, но крайне жестка, и чтобы выдержать ее, нужно упорно трудиться, иметь прекрасное образование и безупречный художественный вкус. Галерист — не просто профессия, это путь, образ жизни, ее смысл и стиль.