Ценообразование в искусстве

Искусство не зиждется на безрассудстве, как полагают некоторые индивиды. Многие личности пребывают в убеждении, что вышеуказанная сфера деятельности отклоняется от здравого смысла, то бишь функционирует на основании абсурдных умозаключений и никому не известных законов. Данные суждения объясняются тем, что люди не всегда учитывают факторы, воздействующие на стоимость тех или иных произведений. Непросто понять, в связи с чем абстракция Марка Ротко «Фиолетовый, Зеленый и Красный», оцененная в 186 миллионов долларов, обгоняет по значимости, к примеру, пейзаж Уильяма Тёрнера «Вид на Джудекку с канала Фузина», который оказался сенсацией на аукционе Christie’s в 2006 году. Тот факт, что полотно может превосходить в цене не только какое-либо творение, но и десятки, а то и сотни зданий, обескураживает далеких от искусства персон. Удивление, смятение, возмущение и даже исступление — с подобными состояниями индивиды сталкиваются по разным причинам. Одной из них является непонимание ценности произведений искусства. Если говорить о недвижимости, акциях, электронных устройствах и средствах передвижения, то у каждого из перечисленных объектов, безусловно, имеется назначение. Определить пользу картины, превосходящей по стоимости несколько торговых центров, людям оказывается непросто. Вот отсюда и протест.

Не все осознают, но, так же как и любые ценные объекты, предметы искусства даруют владельцам благо. Во-первых, творения выдающихся мастеров вызывают наслаждение у тех, кто с ними взаимодействует. Во-вторых, полотна, скульптуры и прочие произведения, известные в мире, являются такими же инвестициями, как, к примеру, квартиры, торговые площади, акции, биткоины и т. д. Иными словами, в искусстве не выискивают практическую значимость: им или наслаждаются, или зарабатывают деньги. Арт-рынок придерживается своих правил.

Совокупность взаимодействующих друг с другом субъектов и институтов, создающих, вводящих в обращение, а также потребляющих искусство, не подчиняется стандартам ценообразования. Привычная формула «затраты труда, материалов и времени +наценка» в сфере деятельности, о коей, собственно, идет речь, не используется. Арт-бизнес не приравнивается к типичному бизнесу, ибо товар в данном случае специфичен. На стоимость работ оказывает влияние множество факторов. Главными, но не единственными факторами, воздействующими на итоговую оценку работ, являются качество произведения и положение арт-рынка.

Качество полотна

Фактор, являющийся ключевым при установлении цены, зиждется на нескольких критериях.

Провенанс

Репутации художника, галереи и человека, реализующего арт-товар, либо способствуют реализации картины, либо, наоборот, препятствуют ее продаже. История предмета искусства, начиная с момента создания и доходя до настоящего периода, воздействует на его значимость. Произведение могло переходить из рук в руки, перемещаться из одной точки мира в другую, сталкиваться с повреждениями в ходе транспортировки или эксплуатации, находиться то в частных коллекциях, то в государственных учреждениях, пребывать в домах, где случались зверские инциденты, и т. д. Действия, связанные с полотном, как раз таки являются частью провенанса.

Перед продажей картины работники аукциона или арт-дилеры знакомятся с ее провенансом. Данная процедура предполагает анализирование источников, сообщающих о перемещениях известного творения. К материалам, на основании которых специалисты делают выводы, относятся архивы, чеки о продаже или покупке, а также каталоги резоне (перечисление картин одного автора с указанием их истории и состояния).

Стоимость полотна может быть невероятно высокой, если оно находилось то в монарших коллекциях, то в государственных учреждениях: так отследить его передвижения гораздо проще. В тех случаях, когда в провенансе картины возникают пробелы, ее цена опускается на несколько пунктов.

Состояние

Картинам, пережившим не одну эпоху, довольно сложно оставаться в первоначальном виде. Одни работы теряют значимость, когда сталкиваются с повреждениями, в то время как другие — остаются популярными, невзирая на сколы, выцветания, искривления и прочие дефекты. В XXI веке реставрация в силах восстановить любое творение, однако представители искусства не злоупотребляют данной процедурой. Как доказывает практика, вмешательство со стороны реставраторов способно уменьшить значимость полотна. Устранение деформаций опасно тем, что произведение может лишиться спроса.

Красота и исключительность

Каждый предмет искусства по-своему ценен. Значимость того или иного произведения устанавливается специалистами аукционов, знатоками искусства, а также художественными критиками. Эксперты полагаются не только на внутренние ощущения, как это делают любители творчества и несведущие в вышеуказанной сфере деятельности личности, но и на другие факторы. Ценность полотна заключается в оригинальности задумки, привлекательности композиции, нетипичности подачи, гармоничности элементов и наличии призыва.

Картины способны вызывать различные эмоции. Именно в связи с тем, что одни полотна радуют глаз больше, а другие — меньше, и принято осуществлять оценку исходя из разнообразных факторов. К слову, статус выдающегося художника не является подтверждением того, что все его работы характеризуются красотой и гениальностью.

Некоторым индивидам удается прославиться, написав всего лишь одну поистине ценную картину. Успех, возникший после реализации шедевра, способствует повышению спроса на другие, но уже менее презентабельные работы. Так, к примеру, закрепившись на арт-рынке, Ренуар начал создавать, как минимум, одно полотно в день. Несмотря на то, что среди картин художника лишь единицы признавались достойными, на аукционах никогда не возникало трудностей с реализацией вышеуказанных творений.

Уникальность

Так же как и наряды от кутюрье, предметы искусства ценятся за уникальность. Если коллекция знаменитого дизайнера состоит не из сотни эскизов вещей, а из двенадцати или, как максимум, из двадцати, то цена на его изделия становится в разы выше. По тому же принципу функционирует арт-рынок. Чем меньше творений художника находится в свободном доступе, тем больше можно попросить за одну из его картин.

Дабы установить эксклюзивность автора, эксперты организовывают исследования, просматривают каталоги резоне, поднимают архивы, отмечают шедевры, находящиеся в специализированных учреждениях, а также выявляют полотна, которые доступны на рынке.

При жизни Энди Уорхол не получал за свои работы много денег. Картины мастера хоть и пользовались спросом, все же не характеризовались высокой стоимостью. Обыватели, ценители прекрасного, искусствоведы, арт-критики и прочие личности, увлекающиеся творчеством, пребывали в убеждении, что коллекция автора насчитывает сотни экземпляров. Правда вскрылась лишь после кончины представителя поп-арта. После появления первого каталога работ художника стало известно, что его коллекция весьма ограниченна. Известие о редкости серий Уорхола обернулось повышением цен на его труды.

Арт-рынок и его составляющие

Автор и покупатель зависимы от посредника. На основании данного вывода можно сказать, что на стоимость полотна в равной степени оказывают влияние и усилия работника галереи, и старания человека, отвечающего за формирование предмета искусства. Между местом проведения выставки и индивидом, в собственности которого находится достаточное для показа количество картин, имеется взаимосвязь. Имя художника не только корректирует цену произведения, но и дарует престижность галерее. Благотворное или же, наоборот, неблагоприятное воздействие, оказываемое автором на репутацию международной выставки, характеризуется взаимностью. Статус представителя творческой профессии определяется элитарностью места, где он презентует собственные творения. Нельзя игнорировать тот факт, что стоимость полотна зависит еще и от публикаций в солидных изданиях, посвященных деятельности художника, а также от наличия трудов последнего в коллекциях известных персон. При оформлении договора детали, связанные с успешностью мастера, рассматриваются с крайней придирчивостью. В данном деле галерист играет значительную роль.

Многие творцы полагаются на возможности галереи, то бишь ждут результативности, не прикладывая усилий к тому, чтобы оценить предположительное восприятие публики. Если площадка, в пределах которой должна состояться выставка, обладает необходимыми ресурсами и, более того, характеризуется известностью, у художника действительно повышается шанс прорыва. Как бы то ни было, одними стараниями работников галереи дорога к успеху не прокладывается. Понимание того, как складывается стоимость произведений искусства, дарует представителям творческой деятельности возможность воздействовать на арт-рынок.

Факторы, влияющие на ценность предметов искусства:

  •  Аутентичность. Оценка полотна начинается с установления авторства. На основании имени художника определяется цена творения. Так, к примеру, даже самые качественные копии никогда не будут иметь ту же стоимость, что и оригинал, написанный известным мастером.
  •  Внешние составляющие работы. При анализировании учитываются материалы, техника и размер предмета искусства. Израсходованные средства, затраченное время и примененный труд, так же как и в любом деле, влияют на цену арт-объекта. Было бы нерационально продавать картину дешевле себестоимости. Как правило, на данный фактор опираются при рассмотрении картин начинающих художников.
  •  Глубина творения и мастерство творца. Данный фактор предполагает изучение деятельности художника. При оценке учитываются год написания полотна, профессиональный уровень художника в момент создания работы, история и уникальность произведения, а также значимость картины в глазах самого автора.
  •  Успехи художника на арт-рынке. Интерес к творчеству автора и регулярность продаж на аукционе считаются показателями высокой цены. Успех не определяется лишь созданием шедевров. Умение привлекать внимание и способность пристраивать картины — вот, какие качества помогают творениям трансформироваться в произведения искусства.

Можно заключить, что усилия художников играют немалую роль в установлении стоимости работ. Для дачи оценки собственным полотнам автор должен задаваться вопросами:

  •  Что я из себя представляю?
  •  С помощью чего привлечь аудиторию?
  •  Как донести до людей свою ценность?

Питер Фердинанд Друкер, американский ученый австрийского происхождения, не раз говорил, что успех базируется на взаимодействии с двумя функциями. Инновации и маркетинг — вот, что, по мнению выдающегося экономиста, помогает человеку развивать бизнес. Вопреки тому, что арт-рынок во многом отличается от обычного рынка, рычаги воздействия на публику и в сфере искусства, и в других отраслях оказываются идентичны. При изучении работ и биографий легендарных художников можно заметить, что практически во всех случаях использовались вышеуказанные функции.

Каждый автор, коему довелось заявить о себе на рынке XXI века, обладает уникальностью. Дабы быть тем, кому приписывают исключительность, редкость и эстетичность, необязательно являться на 100 % уникальным: небольшое отличие от представителей той же профессии уже придает человеку особенность. Художественная уникальность строится на основании двух вариантов: в одном случае она формируется за счет искусства, а в другом — посредством неординарности личности. Последний способ предполагает создание бренда. Громкое имя продвигает арт-товар ничуть не хуже, чем его внутренние или внешние свойства.

Новичкам, пребывающим в поиске собственной исключительности, следует определиться с основой деятельности, то есть с тем, что должно повлиять на создание имиджа. Первым шагом в определении того, над чем необходимо работать, становится выявление отличительных навыков, уникальных возможностей, нестандартных суждений и т. д. Присутствующие таланты можно усовершенствовать, а отсутствующие — сформировать. Художник, который находится на старте карьеры, должен приобрести следующие качества: честность по отношению к себе, способность трезво смотреть на вещи, а также готовность отдавать работе и часы, и силы, и эмоции.

Если говорить об искусстве, то оно должно характеризоваться увлекательностью, влиятельностью, основательностью, узнаваемостью и неординарностью. При рассмотрении той или иной работы необходимо задаваться вопросами: какие цели преследует творчество, доносятся ли идеи до публики, насколько качественно подается замысел. Честность художника по отношению к себе способствует предотвращению неблагоприятных моментов. Так, к примеру, осознав, что картина не имеет потенциал, автор не будет топтаться на месте, а именно приступит к созданию новых полотен.

За формированием основ уникальности следует процесс продвижения. Мало произвести на свет предмет искусства, его нужно еще и продемонстрировать людям. Донести значимость трудов художника не только до соотечественников, но и до представителей разных уголков света — крайне сложная задача. Умение объяснять свое творчество дарует мастеру необычайное преимущество. Ораторские способности, завораживающий взгляд, уверенные позы, крепкий голос, а также вызывающее доверие лицо — вышеуказанные качества в силах повлиять на суждения арт-критиков, коллекционеров, искусствоведов и прочих персон.

Брендинг в искусстве

Стоимость объекта, служащего воплощением искусства, не соизмеряется с его духовной ценностью. На арт-рынке нередко пользуются успехом картины, которые, невзирая на посредственность и отсутствие духовности, удовлетворяют запросы публики. Как бы то ни было, рыночная деятельность выстраивается на базе системы определения качества. В тех случаях, когда нельзя установить потребительскую лояльность за счет формальных показателей полотна, появляется возможность выработать благоприятные ожидания в отношении характеристик предмета искусства. Управление потребительским выбором относится к задачам брендинга.

Брендинг — это процесс, характеризующийся созданием имиджа посредством формирования дополнительной значимости, демонстрации духовной или практической пользы, а также предоставления эмоционального, либо рационального обещания со стороны представителей торговой марки. Иными словами, брендинг — это совокупность инструментов и методов, с помощью которых продукт компании или же отдельного человека становится привлекательным в глазах потребителей.

Уровень ценности бренда для лиц, незадействованных в процессе его создания, дарует товару возможность не только конкурировать с продукцией других торговых марок, но и превосходить по стоимости аналогичные изделия, не обладая при этом исключительными свойствами. Американский экономист и маркетолог, Филип Котлер, считал, что достойный бренд — не что иное, как возможность получать доходы выше средних на протяжении многих лет. Эксперты различных сфер деятельности, в том числе и искусства, соглашаются с мнением профессора Северо-Западного университета.

Задачи брендинга

  •  Подтверждение уникальности. Обычная косметика для ухода за телом не вызывает особого интереса у потребителей, чего нельзя сказать о продукции компании «Летик», обладающей необычным и, самое главное, узнаваемым дизайном, а также рекламируемой медийной личностью — Валерией Чекалиной. Поставить в ванной баночку бирюзового цвета с яркой и запоминающейся наклейкой — это само по себе удовольствие. Что может быть лучше ощущения причастности к элитарному обществу? На основании вышеуказанного примера можно заключить, что любой товар, в том числе и арт-объект, эффективнее продается в тех случаях, когда его представляет известная торговая марка или же индивид, пользующийся популярностью. Совершая покупку, человек неосознанно ассоциирует себя со стилем и политикой бренда.
  •  Повышение ценности. Именно за счет брендинга увеличивается значимость товара. Большинство людей не думает об излишней трате денег, приобретая гаджет Apple или выпивая кофе в Starbucks, т. к. в подобных случаях эмоция от покупки играет не последнюю роль.
  •  Формирование доверия. Фирменный стиль может отображать профессионализм, стабильность в финансовом плане, наличие вкуса, следование за модой, интеллектуальную или культурную развитость, а также причастность к элите. Зная, что кто-то из высокопоставленных или многоуважаемых персон отдает предпочтение конкретной марке, человек, безусловно, начнет проникаться доверием к тому, что приходится по душе авторитетной личности. Вопреки тому, что люди делятся на несколько категорий, во всех случаях бренд имеет огромное значение. Первые лица подчеркивают свою особенность, выбирая то, что не всем по карману. Вторые — стремясь доказать, что они не хуже окружающих, расходуют сбережения на приобретение чрезмерно дорогих вещиц. Третьи — пытаются ощутить причастность к высшему обществу, а посему запасаются предметами роскоши. Четвертые — хоть и не стремятся выделяться, все же делают выбор в пользу бренда, т. к. не испытывают доверие к другим маркам. К слову, не только уважаемый покупатель влияет на презентабельность товара, но и продукт высшей категории повышает статус потребителя.
  •  Создание лояльности. Эффективный брендинг — это не только привлечение клиентов, но и зомбирование аудитории. При хорошо продуманной стратегии потребители трансформируются в евангелистов бренда. Дабы покупатели служили ходячей рекламой, необходимо быть чуткими к их запросам, а также поддерживать с ними контакт.

Как можно было понять, бренд — это гарантия оптимального качества, подкрепляющаяся узнаваемостью торговой марки, а также стремлением ответственного за производство и распространение продукции лица не разочаровать потребителя. В случае низкой эффективности уникальность бренда может привести к неблагоприятным результатам. Столкнувшись с дефектами товара, несоответствием объекта продажи описанию, грубостью или некомпетентностью представителей бренда, покупатель в силах превратиться в антирекламу.

Перечень информационных услуг, которые бренды предоставляют клиентам, инвесторам и владельцам:

  •  Гарантирование узнаваемости;
  •  Формирование положительных впечатлений как о сервисе, так и о продукции;
  •  Перечисление фактов, мотивирующих покупателей делать выбор в пользу конкретного бренда;
  •  Поддержание контакта с публикой;
  •  Предоставление сведений о характеристиках товара;
  •  Убеждение клиентов в том, что организация будет не только долго функционировать на рынке, но и в течение многих лет сохранять за собой лидирующие позиции;
  •  Допущение (само) идентификации сообществ.

Таким образом, на арт-рынке коллекционеры пользуются услугами брендовых посредников, осуществляют покупки на брендовых аукционных площадках, проводят время в брендовых галереях и отыскивают творения брендовых мастеров. Брендинг обеспечивает товар исключительностью, редкостью, ценностью, надежностью и престижностью. Отдавая деньги за брендовый продукт, человек платит одновременно и за спокойствие (снижаются риски), и за удовлетворение, и за повышение статуса.

Сегодня наивысшего уровня ценообразования можно достичь, принимая участие в мероприятиях крупнейших аукционных домов Sotheby’s и Christie’s. Вышеуказанные бренды сочетают в себе престиж, качество и потребителей из высшего общества. Товары, которые они представляют, характеризуются эстетичностью и неординарностью. Человек, предлагающий цену на престижном аукционе Sotheby’s или Christie’s, рассчитывает не столько стать владельцем шедевра, сколько повысить персональную значимость в глазах окружающих.

Личностей, называющих цены в элитных аукционных домах, приобретающих полотна у брендовых посредников, а также выбирающих произведения, качество которых подтверждается участием в выставках международных галерей, побуждают к действиям те же причины, что заставляют людей приобретать другие объекты роскоши.

Мир искусства придерживается нетипичных законов. При назначении цены на картину малоизвестного автора дилер обращает внимание не на качество товара, а на репутацию заведения, где должен состояться показ работ.

В первую очередь на стоимость творения воздействует опытность продавца. Если начальная выставка характеризуется успехом, дилер осознает, что правильно установил цену.

Постепенно мастер удостаивается известности. По прошествии некоторого времени стоимость творений художника начинает определяться его репутацией. Как правило, временной промежуток между двумя последовательными выставками составляет не более двух лет. Публикации в солидных изданиях, участие в светских или культурных мероприятиях, осуществление деятельности, способствующей достижению общественного признания, обеспечивают стремительный рост цен на работы автора.

Стоимость произведения ни в коем случае не должна снижаться. Это, пожалуй, ключевое правило арт-рынка. Цены на творения мастера, вне зависимости от уровня его профессионализма, регулярно повышаются. В тех случаях, когда полотно становится дешевле, ценители искусства окутываются убеждениями касательно того, что автор утратил благосклонность публики. Вторичное понижение цен способно разрушить карьеру художника. Если в первом случае спрос на работы понижается, то во втором — он и вовсе ликвидируется.

Брендовый торговец осуществляет анализ произведения исключительно в собственной галерее. Дабы установить «оправданную» цену, дилер сравнивает полотно с другими предметами искусства, коим также предстоит участвовать в выставке. Действия арт-продавца объясняются тем, что клиент должен считать картину достойной и, самое главное, разумной покупкой. Глядя на творение художника, превышающее стоимость работ прочих авторов, но в то же время не особо-то и превосходящее их по ценности, покупатель не сделает выбор в пользу вышеуказанного объекта. К слову, при установлении цены дилеры не перепрыгивают «потолок», определяемый аукционными площадками.

Полотно начинающего мастера, которое в типичной галерее уйдет за небольшую сумму денег, в пределах брендовой площадки может удостоиться солидной оплаты. Вследствие того, что коллекционеры доверяют навыкам, опытности и вкусу дилера, они демонстрируют готовность сделать надбавку к цене: некоторые клиенты настолько доверяют выбору специалиста, что оформляют покупку, не глядя на объект торговой сделки.

Брендовый художник способен выручать огромные суммы денег с продажи своих работ, вне зависимости от места, где проходит выставка. К автору столь высокого уровня рынок относится не так, как к другим мастерам. Тем персонам, которые не относятся к вышеуказанной категории, приходится «потеть», чтобы удачно реализовывать творчество.

Международный арт-рынок имеет два «мозговых центра» — Лондон и Нью-Йорк. Именно в пределах данных мегаполисов брендинг проявляется больше всего. В плане современного искусства столица Англии и город, носящий прозвище «Большое Яблоко», практически равнозначны. Сегодня представители творческих профессий стремятся посетить и Лондон, и Нью-Йорк, т. к. на каждой из вышеуказанных территорий сосредотачиваются проверенные дилеры, крупные издательства, прославленные коллекционеры, известные аукционные площадки и пр. Ранее, а точнее, до наступления XXI века американский мегаполис опережал по значимости Лондон. Ситуация изменилась, когда искусство в Великобритании начало набирать обороты.

Заключение

Формирование брендов, требующих больших капиталовложений, имеет значение для мирового арт-рынка. За счет вышеуказанных комплексов, которые включают в себя представления, мнения, ассоциации, эмоции, ценностные характеристики о продуктах, пополняется золотой запас. На развитие сферы искусства оказывают влияние эксперты, творческие сообщества, музеи, галереи, инвестиционные фонды, дилерские организации, аукционные дома, коллекционерские объединения и т. д. Таким образом, ценообразование в области культуры и творчества формируется не на основании затратного метода, а исходя из совокупности факторов, задающих уровень цен на творения художников. Являясь не только показателем качества товара, но и доказательством уникальности автора, бренд влияет на формирование ценности объекта. Именно брендовые составляющие определяют рыночную стоимость того или иного продукта.

Регулярность выставок художника, а также его сотрудничество с достойными площадками — данные факторы также определяют значимость полотна. Чем чаще мастер принимает участие в совместных или персональных показах, тем стремительнее растут цены на творчество. Взаимодействие с ценителями искусства играет значительную роль в карьере автора. Завязывание знакомств, обмен информацией с коллегами «по цеху», поддержание контакта с публикой — вышеуказанные элементы коммуникации характеризуются большим весом в продвижении работ и расширении возможностей. Так же как и живое общение, онлайн-каналы способствуют увеличению спроса на духовную продукцию. Пренебрегать методами, за счет которых искусствоведы, коллекционеры и любители творчества узнают больше о художнике, нельзя. Создатель полотен должен хвататься за любые способы продвижения, в том числе и за социальные сети. Автор, не имеющий ни веб-сайта, ни аккаунта в Instagram, добровольно подписывается на упущение возможностей.

Автору, стремящемуся к успеху, необходимо трезво, то бишь без иллюзий и предвзятости оценивать свои работы. Выдающимся мастером, прежде всего, считается тот человек, который способен не только замечать личные просчеты, но и прорабатывать слабые стороны.