Многие до сих пор не знают, что такое профессия куратора. В чем ее отличия от историка искусств или художественного критика? Где можно обучиться на такую профессию и можно ли обойтись без профильного образования? Почему многие стремятся начать карьеру куратора? Какие ошибки могут ждать молодого специалиста и почему так сложно пройти стажировку?
Работа над художественной выставкой – это создание пространства, где становится реальным взаимодействие между публикой и произведениями. Организация данного пространства имеет прямую взаимосвязь с фигурой куратора. Но что возложено на плечи современного куратора? Предлагаем более детально разобраться, как развивалась профессия куратора и познакомиться с всемирно известными кураторами искусства современности.
Первые кураторы начали появляться еще в 18 веке, когда вместо частных коллекций стали появляться публичные музеи.
В 1793 году, когда граждане начала посещать Лувр, роль куратора выполняли декораторы, они же зачастую были ответственными за размещение картин и чаще всего они же являлись художниками.
На сегодняшний день куратор может быть и художником, и организатором, и исследователем. Сложно указать, где именно заканчивается круг его ответственности. Для начала задачей куратора является определение тематики выставки, ее цели и определение целевой аудитории, проработка концепции, отбор подходящих картин, сбор команды для выставки, пресс-релиз. Часть этой работы может быть переложена на плечи других работников команды, при этом ответственность за выставочный процесс полностью переложена на плечи куратора.
Создание выставки и ее открытие – это далеко не все, за что отвечает куратор. Параллельная программа – неотъемлемая часть многих современных выставок, где также ответственным является куратор. Его задачей является определить, какие лекции, показы кинокартин будут в нее входить.
В ходе проведения выставки могут возникать сложности – идею не получается реализовать, недостаточно картин для организации выставки, кто-то из художников не смог принять участие в выставке. Разрешение возникающих проблем зависит не только от навыков кураторов, но и от их способности моментально реагировать в таких случаях, подходить к ситуации творчески и в результате реализовывать задумку.
Это не говорит о том, что художник не может быть куратором для своих работ, но порой именно свежий взгляд другого человека является более продуктивным. Куратор подбирает объект для своей выставки, который будет показан с новой точки зрения, и объединяет творцов таким образом, чтобы при всем этом сохранялась их индивидуальность.
Кто такой куратор?
На сегодняшний день слово «куратор» является более емким, нежели когда-то раньше. Зачастую, так называют человека, который отбирает и интерпретирует произведения искусства, которые демонстрируются на выставках. На плечи куратора очень часто переложена ответственность за все текстовые материалы на стенах и в каталогах. Задачи куратора постоянно видоизменяются, поэтому очень важно, чтобы специалист углублял и расширял свои знания, чтобы максимально быстро откликаться на новые задачи и интересные проекты.
Задачей куратора является тесно взаимодействовать с художниками, развеивать стереотипы и стараться определить, какие изменения будут в культуре будущего.
Какие качества и навыки понадобятся для куратора?
- 1) Умение говорить и писать грамотно.
- 2) Техническая любознательность. Куратор обязан отлично ориентироваться в программах.
- 3) Стремление развиваться и получать новые знания. Куратор – это специалист, который должен постоянно обучаться.
- 4) Эмпатия. Вы должны уметь поставить себя на место обучающегося человека и помочь ему справиться со сложностями.
- 5) Умение находить общий язык с каждым. Способность работать с негативом является частью работы куратора.
- 6) Умение работать в режиме многозадачности.
- 7) Способности управленца. Это очень важно для специалистов, которые работают с людьми, потому как важно собрать сплоченный коллектив, который сможет показывать максимальные трудовые показатели. Если куратор работает в сфере искусств, то очень важно уметь организовывать художников, сотрудников музея.
- 8) Умение коммуницировать. Это качество позволяет не только располагать к себе людей, но и обогащает каждого из нас новой информацией.
- 9) Умение распределять верно обязанности. Не стоит брать на себя слишком большую часть работы, ведь вы не сможете выполнить ее качественно. Важно уметь распределять образности правильно между теми сотрудники, с которыми вы работаете. В таком случае ваша компания сможет быстро выйти на достойный уровень.
- 10) Умение все держать под своим контролем. В данном случае нет ничего общего с надзирательством. Контролировать работу подчиненных необходимо с помощью поправок, введений новых правил, умения отправлять работу на доработку. Важно уметь налаживать микроклимат внутри коллектива.
Куратор – это профессия?
Данный вопрос по сей день вызывает многочисленные споры. Многие специалисты все же утверждают, что кураторство нельзя назвать в полной степени профессией. При этом особую роль играет не теория, а обаяние человека, темперамент, способность выстраивать отношена. Но для того, чтобы стать куратором, конечно, необходимо на постоянной основе заниматься тем, что входит в обязанности куратора: писать в профильные издания, организовывать и проводить выставки. И совершенно не важно понравится ваша работа или нет, самое главное, чтобы на вас обратили внимание! Для того, чтобы быть хорошим профессионалом, необходимо подходить к своей работе системно. Здесь как с танцами, если вы посещаете их один раз в два месяца, то хорошим танцором вы точно не сможете стать.
На какие типы можно разделить кураторов
В штате больших компаний, например, национальных музеев, очень часто трудятся кураторы-ученые. В конкретном случае часть обязанностей куратора переложены на плечи заведующей коллекцией и исследователей. В менее крупных организациях на плечи куратора могут быть переложены такие обязанности как ведение документации, составление текстов, контроль за печатью. Также куратор может быть привлечен к проведению круглых столов, переговоров, сбору финансов и взаимодействию с журналистами.
Кураторы- фрилансеры, или как их еще называют независимые специалисты, могут в какой-то степени самостоятельно определять обязанности, какие они желают выполнять. Одни из них могут специализироваться на проведении общественных мероприятия, другие – на подборе помещений для проведения выставок, третьи – специализируются на подборе художников и архитекторов для проведения выставок.
Куратор-художник – его обязанностями является нарушать устои приглашающего учреждения. При этом нельзя назвать какие-либо стандарты его работы. Все, что выполняет этот специалист будет восприниматься как произведение искусства.
Куратор-администратор. Его задачей является направлять и координировать деятельность своей команды для достижения поставленных задач
В нашем мире становится все больше кураторов, которые специализируются на работе с архивами, кинокартинами, музыкой
Кураторы проектов – назначаются в компаниях для проведения крупных мероприятий. Куратор проекта – это человек, который несет ответственность за проведение проекта, сбор участников и так далее.
Это непостоянная работа, которая носит исключительно временный характер. После того, как проект завершается, с куратора будут сняты все обязанности. Специалист получает за выполнение работы доплату.
Назначение куратора в компании возложено на вышестоящего человека в фирме. Куратор в компании – это своего рода организатор, потому как именно на него будут возложены обязанности по организации проекта.
Почему профессия куратора является настолько популярной?
Кураторские программы в Вузах предлагают учащимся подготовку в широком спектре специализаций. Такие программы можно найти в институтах, других учебных заведениях и музеях во многих городах и странах. От современного куратора ждут выполнения роли посредника. Он должен быть настоящим профи в вопросах вкуса, который может понять, какое искусство будет пользоваться популярностью среди населения.
Мода и архитектура уже долгие годы шагают вместе, поэтому от современного специалиста очень часто ожидают, чтобы он был подкованным эстетом и искушенным ценителем прекрасного. Искусство современности иногда воспринимается как элитный бренд, который является доступным исключительно обеспеченным гражданам, и кураторы таким образом могут попасть в общество обеспеченных и известных людей.
Одна из основных задач профессионала заключается в том, чтобы показать зрителю актуальную тему и подобрать для этого подходящий момент. Отбирая наиболее интересных художников, профессионалам необходимо наладить между ними и зрителем диалог.
Язык куратора имеет много общего с редактором. Именно поэтому эти две профессии считаются очень близкими. Кураторы и редакторы – это специалисты, которые помогают искусству приблизиться к зрителям, причем не только при помощи художественных выставок, но и размещая интересные посты в интернете, проводя форумы и другие увлекательные мероприятия. Куратор оговаривает с художником проект и ему дозволено вносить свои коррективы, критиковать и делать замечания. Но очень важно, чтобы куратор не навязывал художнику собственный ход мысли, потому как каждый должен выполнять часть своих обязанностей. В этом случае куратор должен выполнять роль учителя, вдохновителя или наставника, вдохновлять творца на новые свершения.
Как стать куратором?
Мнения относительно обучения курирования достаточно разноплановы. Пенелопа Кертис уверенна, что на эту профессию совсем не обязательно заканчивать курс, ведь данная профессия главным образом основывается на «пластическом интеллекте». Критик Майкл Петри уверен, что практика и теория в данной профессии являются основополагающими.
«Я уверен, что практика в этой ситуации играет огромное значение, но достойное образование, которое закладывает концептуальный базис, также необходимо иметь. Не совсем хорошо, если образование является слишком академическим и можно сказать оторванным от реальности. Ведь сколько всего мы не учим, а жизнь всегда идет не по плану. Наша задача уметь отвечать на любой вызов, который нам предоставляет судьба».
Несмотря на это, многие кураторы предпочитают начинать профессиональную деятельность именно с получения образования. В 1987 году открылся один из первых курсов кураторов во французском Гренобле усилиями. Данный курс длился девять месяцев и его преподают по сей день. Он пользуется популярностью среди студентов. Стоит также отметить, что курс является бесплатным.
В 1990 году в Нью-Йорке был запущен курс в Бард-колледже. У студентов появилась уникальная возможность получать практические навыки в отрасли редактуры, издательства дела и организации заказов на современное искусство. К экзаменам студенты должны подготовить выставку с каталогом и защитить диссертацию. Это важный шаг, который готовит куратора к работе в музее, где он сможет одновременно работать над несколькими проектами.
Еще спустя два года была открыта кураторская школа в Голландии. Здесь можно пройти курс за один год, куда включены семинары, мастер-классы, практика, встречи с художниками, архитекторами и экскурсии. Саския Бош отмечает, что участники курса за время обучения «завязывают» ценные знакомства. А как мы видим, в работе куратором это очень важно.
В Институте искусств Курто (Лондон) действует магистратура по курированию, где также есть семинары, практические занятия, стажировка. Здесь также студенты должны подготовить выставку для присуждения экзаменов.
Это лишь небольшая часть курсов, но по всему миру есть и многие другие. Обучение кураторству в официальных и независимых учебных заведениях пользуется широким спросом среди студентов. Эти программы актуальны среди населения и именно поэтому далеко не всегда удается попасть на такой курс, если вы хотите получить образование куратора. Ведь очень ценно, что, проходя курс по кураторскому делу вы получаете общую информацию о профессии, а также большой опыт интернациональных путешествий. Эндрю Рентон комментирует популярность программы следующим образом: «Без этого направления сложно представить учебное заведение в сфере свободных наук и искусств».
Практика и стажировка
Стажировка – это одна из ступеней после окончания магистратуры для получения опыта молодым специалистом. Хотя во многих странах предпочитают пропускать данный этап обучения. Бытует мнение, что стажеры – это те же работники, только выполняющие свою работу без оплаты, им же в свою очередь доверяют исключительно мелкие поручения. Стажеры в таком случае не смогут сполна оценить сложность работы и получить новые навыки. В отдельных ситуациях на стажеров наоборот взваливают самые сложные задачи, и при этом никак не поощряя их финансами.
Общего стандарта практик по всему миру нет. Например, музей Метрополитен в Нью-Йорке предлагает выпускникам 40 практик. Студенты принимают активное участие в работе смотрителей, участвуют в семинарах и учатся вести экскурсии в музее.
Если говорить о новом музее искусства в Нью-Йорке, то здесь можно пройти только неоплачиваемую стажировку и работать можно по 7 часов в день, 2 раза в неделю. В Великобритании на законодательном уровне закреплено отличие стажировки от волонтерства и поэтому, стажерам обязаны выплачивать как минимум денежные средства на проезд и сопутствующие нужды на протяжении рабочего дня. Именно поэтому многие компании не могут себе подобрать стажеров, а выпускникам очень сложно найти место для прохождения практики. С каждым годом найти место для прохождения практики становится все труднее из-за увеличения числа желающих, и особенно затруднительно получить навыки от этой практики, если вы являетесь иностранным студентом.
Первая ступень карьерной лестницы
После прохождения стажировки вы сможете устроится помощником куратора. В зависимости от государства, учебного заведения и его особенностей эта должность может предполагать совершенно разные обязанности, от организации выставок и до решения других задач. В Соединенных Штатах помощник куратора – это достаточно высокий статус и проработать на этой должности специалист может несколько лет.
Какое будущее ждет кураторскую деятельность
Современные кураторы обязаны не только обладать обширными знаниями в сфере истории и искусства, но и отслеживать технологические новшества. В будущем, художники будут продолжать экспериментировать и использовать в своем творчестве все больше технологий. Задачей кураторов является идти в ногу с творцами.
Одной из основных особенностей кураторской профессии можно назвать освоение новой территории, опробование новых решений, представление нового, уникального, неизведанного. Стоит отметить, что этот беспрерывный поток новизны требует серьезных умственных и физических усилий.
Художественная жизнь кипит на неизведанных площадках и в публичном пространства. Кураторская работа может начинаться от небольшого почтового конверта, возможностью объединить весь земной шар, до складов, ресторанов, торговых центров, кафе, от небольших картинных галерей и до огромных музеев. Это список, который можно еще долго продолжать. Возможности такого сотрудника как куратор не должны останавливаться на музейной индустрии. Реализовать проект можно практически в любой отрасли. Больше нет необходимости подбирать место для проведения выставки, ведь вы можете ее провести и на просторах интернета.
Галерея в виртуальном мире – это уже давно не новинка, и кураторы разрабатывают все более увлекательные и эффективные методы проведения проектов в сети. Освоение виртуального пространства растет и определение кураторства утрачивает мощную связь с музеем и приобретает новые черты. Многие специалисты современности занимаются делом, которое мало схоже на работу с творческими произведениями. Сложно отрицать тот факт, что мы в какой-то степени все еще курируем содержимое нашей сетевой жизни. Например, выбираем какое фото или видео выложить на своей страничке в социальной сети, выбираем какой пост или цитату опубликовать. Отбор смыслов и размещение их в контекст – это только незначительная часть работы хорошего профессионала. Куратор современности, если он желает стать известным, обязательно должен иметь диплом, быть вдохновителем и посредником, уметь направлять творца. Его задача – не боятся экспериментировать, при этом соблюдая баланс между интересами творческой личности и интересами населения.
Есть такое предположение, что подобное «обобщение кураторства» является опасным именно для профессии. Но многие уверенны, что на престиже профессии это никак не отразится.
Кураторы, которые трудятся в интернете, со временем составят только одну из сфер кураторства. При этом престижность кураторов знатоков будет на прежнем уровне, ведь во все времена ценились люди с емкими познаниями в сфере истории искусства. Всегда будут ценится специалисты с острым взглядом.
Может ли машина заменить куратора? Компьютер – это машина, которая вам предложит то, что у вас уже имеется или то, что вам нравится, но он никогда не сможет вас познакомить с искусством, которое способно полностью перевернуть ваш мир.
При этом интернет можно назвать рабочим фактором перемен в сфере организации сотрудничества и партнёрства. Куратор в современном мире должен понимать, как можно больше информации о происходящем в мире, знать о намечающих тенденциях в искусстве и технологиях.
Роль куратора за долгие годы сильно видоизменилась. В современном мире активно ведется обсуждение «кураторской диктатуры». Многие задумываются о надобности данного специалиста, ведь современные художники с легкостью могут переложить роль куратора на свои плечи. Художник репродуцирует действительность, а задача куратора его по-своему переосмыслить. Задачей их совместной деятельности является – не отдалить зрителя от истины, а приблизить его к сути.
Независимое кураторство
Ханс Ульрих Обрист (рожден в 1968 году) – один из всемирно известных кураторов, который по сей день жив. В своей книге под названием «Пути кураторства» он говорил: «Цель куратора заключается в том, чтобы создавать связи, позволять различия становится все ближе». В его понимание кураторство является способностью вести разговор и воплощать в жизнь самые оригинальные идеи художников. Также Обрист подарил этому миру книгу под названием «Краткая история кураторства», в которой можно прочитать интервью многих всемирно известных кураторов, которые работали в совершенно разных направлениях и имеют собственную точку зрения на данную профессии.
В 1993 году он открывает выставочный проект под названием «do it». Здесь можно было ознакомиться с инструкциями от художников, при помощи которых можно было даже с легкостью создать свое произволение искусства. Потому как придерживаться инструкции необходимо было не самому творцу, а публике или сотрудникам музея, то в результате можно было получить на самом деле уникальное произведение искусства. В конце выставки задачей музея было уничтожить как все произведения искусства, так и инструкции, которые к ним прилагались.
Харальд Зееман (1933-2005) – первый независимый куратор. Он в 60-е годы начал экспериментировать с проведением художественных выставок. До начала проведения выставок он работал над диссертацией, которая связана с современной книжной иллюстрацией, имел отношение к театральной жизни и журналистике.
В 1969 году им была проведена первая крупная выставка под названием «Когда позиция становится формой». Для Зеемана эта выставка была опытом, где смогли воссоединиться мировоззрения сразу нескольких авторов. Он не побоялся предоставить художникам полную свободу действий. Они могли представлять, как само произведение искусства, так и его воображаемый проект. Он не ограничивал авторов ни в чем. Эта выставка стала доказательством, что произведения могут быть представлены не только в материальной форме, но и в качестве идеи, что на тот момент было достаточно новым.
Люси Липпард (год рождения – 1937) – независимый куратор. Она посвящала свое время феминистскому и концептуальному искусству. В 1960-е годы принимала активное участие в митингах против дискриминации творческих женщин.
В 1966 году была проведена ее выставка под названием «Эксцентричная абстракция». Таким образом женщина высказала свою заинтересованность к феминизму и концептуальному искусству. Выставка достаточно неоднозначной для представителей художественного мира того времени, это связано не только с фиминистичными мотивами, но и с тем, что в то время никак нельзя было совмещать две должности. На данный момент женщина отошла от художественного мира, ее больше интересует загородная жизнь.
Сколько дипломированных кураторов необходимо для одного государства?
Если страна заинтересована в развитии культурной жизни, то кураторов должно быть много. В каждом областном центре, где есть музей, необходимы 2-3 куратора.
Кураторы России
Ольга Свиблова – куратор из России. В 1978 году оно закончила психологический факультет МГУ. На данный момент Свиблова является художественным критиком и сценаристом. Кураторство для женщины – это дирижёр, который помогает творцу сделать его произволение настоящим шедевром.
«Победа над будущим» на пятой Международной Биеннале современного искусства (Венеция 2009 года)- это один из проектов Свибловой, где она работала как куратор. Художники в данной выставке основывались как на личный опыт, так и на опыт авангардистов. Девушка уверенна, что задача куратора – это привести художника к успеху, быть его поддержкой и вдохновителем.
Виктор Мизиано – куратор и главный редактор «Художественного журнала», кроме того, он является теоретиком искусства. Виктор получил художественно-историческое образование. Уже в студенческие годы он очень интересовался современным искусством западного мира. Также им написана книга «Пять лекций о кураторстве». Мужчина уверен, что кураторство является достаточно изменчивым и видоизменится в зависимости от новых социальных условий. Также следует отметить, что это для него было не новой ступенькой по карьерной лестнице, а судьбой, потому как куратор основывался на своем опыте, и на тех условиях, в которые ему доводилось попасть
Не так давно он выпустил новый проект под названием «Удел человеческий». Он был открыт 6 лет назад и по сей день продолжается. Темой проекта является «Как оставаться человеком перед лицом драмы Истории».
Лошак Марина – директор ГМИИ им. А.С. Пушкина и куратор. В период обучения она работала в Одесском государственном музее, именно этот проект и стал ее первым опытом в профессии куратора.
Один из проектов, в котором девушка смогла проявить себя как куратор – «Кабинет директора» в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Смысл которого заключался в том, чтобы один раз в несколько месяцев один из приглашенных специалистов работал над преобразованием кабинета. Доступ к кабинету был исключительно у приглашённых специалистов, а также руководители других мировых музеев на одни сутки могли занять место Марины Лошак в этом кабинете.
Очень важно мыслить критически и задумываться о том, какие изменения могут быть в российских музеях, как продвигать искусство в регионы, каким образом поддерживать художников в регионах. С помощью образования куратор может обучиться этим навыкам, получить массу новых знаний, расширить свой кругозор.
Как широкий круг обязанностей современного куратора, так и биографии отдельных специалистов свидетельствуют о том, что кураторами могут быть личности самых разноплановых профессией, которые имеют собственный уникальный опыт. У каждого собственный путь в профессии, и совсем не обязательно, что это должно быть связано с вашим образованием.