Проблемы современного искусства

К истокам понятия

Искусство, великая власть которого до сих пор царит над всеми людьми, как всякое сложное явление, имеет свои истоки и развивается по своим законам. Многие творческие личности, писатели и художники, композиторы и танцоры, владеют умами людей, вызывают восхищение и поклонение. Их задача – через движение и образ передать момент красоты или истины с помощью искусства.

Что есть искусство

Что же такое искусство, как не наивысшая степень умения, мастерства в каком-то деле? Творчество, вознесенное на вершину гениальности. И только позднее стали называть этим понятием нечто иное: особую деятельность, что делает прекраснее этот мир, отражает его и преобразовывает по определенным эстетическим нормам. Также в понятие «современное искусство вкладывают всю сумму альтернативных художественных практик, сложившихся к середине XX века. Это уход от классической традиции, от надоевших эталонов. Это смелость и новизна. Это действительность, которую мы живем, но поданная через интерпретацию талантливого человека: архитектора или сценариста, музыканта или актера.

Модернизм и авангард.

Кроме того, часто под этим понятием понимают такие течения, как модернизм, авангард. Именно тогда, когда начался новый виток техник, отличных от классических приемов старых художников и музыкантов, певцов и танцоров, архитекторов, тогда и началось современное искусство. Оно бурно развивалось благодаря обширному развитию всевозможных технологий, росло с ростом познания человека о самом себе и о своем месте в этом мире.

Тематика современного искусства

Она необычайно широка. От любых проявлений человеческой деятельности, автоматизации и роботизации до эпатажных и провокационных работ, которые можно рассматривать как вызов действительности. Словом, границ ему сейчас практически не существует.

Влияние искусства на человека

Как понять, талантливо ли произведение современного искусства? Если оно вызывает в душе какие-то ассоциации и воспоминания, эмоции, если вы не можете отойти от него – перед вами настоящий образчик современного искусства. Он должен будить что-то в вас, изменять вас. И, возможно, какие-то полотна, неоцененные сейчас современниками, будут вызывать восхищение людей будущего и создавать толпы в галереях. Все это потому, что любому искусству сопутствует субъективная оценка критиков и зрителей. Но если шедевры живописи или фильмы могут избежать забвения, то, скажем, спектакль – это творение, что нужно смотреть вживую, сейчас. Канут в вечность инсталляции и хэппенинги, но что-то все же остается.

Возможности гения

Так, чудесен оратор, умеющий воодушевить толпу, прекрасен художник, чей шедевр заставляет нас на миг поверить, что девушка на картине жива. При этом, действительно, нужно обладать высоким мастерством, первоначальное значение слова сохранилось. И важно еще и то, что, создавая шедевры, творец их превозносится над обычной жизнью, над обыденностью, скучной и серой реальностью, расцвечивая наш мир ярчайшими красками. Гений – он потому и гений, что умеет посмотреть на мир под каким-то своим непривычным углом, услышать в банальные отголоски чего-то нового, свежего, необычайного. Так, должно быть, знатоки слушали радостную музыку Моцарта или негодовали на Бетховена с его яростной музой. Так удивляются «Черному квадрату» Малевича, смелости художника высказать свое заветное «Я так вижу». Так любуются Моне, подражая и восхищаясь.

Факторы искусства

Воздействие искусства на общество и современный мир происходит с помощью ряда таких факторов, как отображение привычек и нравов, взглядов и традиций, эстетического и морального воспитания и так далее.

Потребности личности. Парадокс.

Интересно, что определенный вид искусства дает какую-то одну сторону человеческой жизни. При этом наличествует закономерность: чем выше духовно личность, тем выше ее потребность в искусстве в его разнообразных проявлениях. Равно и чем примитивней личность, тем менее ей нужно искусство, она занята примитивными потребностями, присущими животным.

Временные границы

Когда же началось именно современное искусство? Где те временные рамки, что отделяют нас от искусства прошлых веков? На этот счет существует несколько точек зрения.

  • Первая: современное искусство началось в двухтысячные годы.
  • Вторая: Современное искусство родилось в двадцатом веке, в середине шестидесятых годов.

Терминология, история современного искусства

Впервые термин «современное» по отношению к слову «искусство» употребила Розалинда Краусс. Она отметила этим понятием работы Дэвида Смита в своей диссертации. И с ее легкой руки все стали употреблять подобное понятие. В 60-70 года прошлого века шел поиск альтернатив модернизму, поиск новых течений и методик отображения реальности. Появлялись перформансы и хэппенинги. Целью их часто было искажение действительности, эпатаж и даже занижение пафоса и духовности. Интересно, что во главу угла ставится не объект искусства, не картина, не танец, а сам процесс и удовольствие от него. Именно в это время рождается много новых интересных течений и направлений, таких как боди-арт, лэнд-арт, минимализм и концептуализм. Увеличилось количество предметов искусства, поднимающих социальные темы, феминизм, бедность. То есть разом новая свежая струя фантазии меняет и перекраивает не только содержание, но и форму искусства. Уже в начале двухтысячных годов наметилась усталость и разочарование от использования технических средств в художественных практиках. Какой-то новой альтернативы постмодернизму пока не нашлось. В связи с чем многие художники и другие деятели искусства часто творят просто ради денег и славы, забыв о высоких целях.

Плюсы современного искусства

К подобному новому искусству можно относиться по-разному: можно его осуждать, критиковать и ценить только классику. Но нельзя отрицать за ним трех положительных тенденций. Это:

  • Демократичность,
  • Элитарность,
  • Институциональность.

Знаковые работы. Звезды современного искусства

Интересно, что в 1964 году философ искусства арт-критик А. Данто в своей интересной статье «Мир искусств» отразил общее видение на данную проблему. Именно с этого момента начинается отсчет современности в искусстве. Тогда же Энди Уорхол дает знаменитый цикл консервных банок супа Кемпбелл. Его работы были настолько смелы и оригинальны, что стали новым словом в искусстве. Здесь важно еще и то, что у искусства нет критериев оценки, их не оценишь органами чувств. Искусство также практически вне нравственности и воспитания. Именно поэтому то, что кто-то сочтет шедевром, у другого может вызвать отвращение. Объект, признанный большим количеством людей как талантливый, становится уникальным и расхваливается.

Элитарность

Нужно не забывать, что основной чертой современного искусства является также элитарность. То есть, другими словами, его не дано понять всякому человеку. Лишь особому, тонко чувствующему. Развившему особый взгляд на мир. Он может увидеть в простой вещи нечто гениальное, в простом предмете нечто необыкновенное. Оценивают предметы искусства, фильмы, инсталляции и музыкальные произведения особые люди с развитым художественным вкусом: критики, музыканты и мастера, арт-дилеры, психологи искусства. Именно они находят слова для трактовки образов искусства, того воздействия и магической власти, что подчиняет себе зрителей.

Неустанно пробовать новое

Можно подражать в искусстве классикам – но никогда не стать такими, как они, не написать свою Мону Лизу. Залог таланта – быть не таким, как все. Неустанно пробовать новое, экспериментировать с цветами, красками, звуками и образами. Побеждает самый креативный. Смешиваются стили и жанры. Точно так гениальный Мольер, отойдя от правил классицизма, создал своего «Мещанина во дворянстве». Точно так же, экспериментируя, Пушкин шагнул дальше Жуковского, отвергнув каноны романтизма. Но здесь есть и обратная сторона.

Обратная сторона

Негативная сторона подобной тенденции отходить от уже принятого в том, что, опрокидывая авторитеты, можно столкнуться с непониманием общества. Именно поэтому многие гении не были признаны при жизни. Они умирали в безвестности и нищете, создав шедевры, за которые сейчас платит миллионы. А все из-за того, что шли дальше своих учителей. Делали больше, пробовали и были смелыми. Не у всякого, как у Сальвадора Дали, будет умная спутница, делающая ему рекламу.

Искусство или нет

Из-за того, что искусство сложно оценивать, есть еще один ряд произведений из любой области, насчет которого все затрудняются сказать: искусство ли это, талантливо ли это? Почувствовать правду, оценить по достоинству может лишь самый тонкий ценитель, изощренный ум. Ведь некоторые вещи опережают время. Это наглядно доказывают Иероним Босх и Вермеер, Антонио Гауди и многие, многие другие…

Ценят ли сейчас искусство

Иногда недостаточная образованность современного общества, отсутствие в его среде моральных и духовных ценностей обесценивает великое в глазах толпы. Тем более сейчас, в эпоху блогеров и социальных сетей, когда не принято интересоваться искусством. И огромное количество фото шедевров мировых музеев редко заставляют оторваться юных от компьютерной игры. Почему луна на картинах Архипа Куинджи действительно светится? Что такое техника сфумато? Как создавал свои шедевры Микеланджело? Эти вопросы их не волнуют, они живут в своем мире… возможно, не столь прекрасном и более примитивном.

Коммерция или искусство

Еще одной негативной тенденцией является коммерциализация, то, что многие вещи создаются не ради морального удовлетворения, не для того, чтобы показать красоту природы или, скажем, женщины, а лишь ради денег. Таким образом, смысл, заложенный в это произведение, является самым примитивным, зачастую разжигает лишь низменные инстинкты, существенно понижает общий уровень культуры. Качество в данном случае также оставляет желать лучшего… Коммерция или искусство ради искусства? Все хорошо в меру, все хорошо на своем месте.

Много или мало

Как только кто-то из талантливых людей искусства достигает успеха, его тут же начинают копировать миллионы подражателей. Они стремятся не выучиться его мастерству, его особому изображению образа и мира, а лишь побольше заработать. Таким образом бывает зачастую опошлено нечто высокое и прекрасное. Рынок становится перенасыщен однотипными картинами, одинаковыми песнями, однообразными фильмами, что построены по одному и тому же шаблону. Это все из-за того, что люди искусства мерилом считают не признание людей, а лишь денежные средства. Многие художники готовы даром отдавать свои работы даром, лишь бы их заметили и оценили. Такие действия приводят к тому, что многое начинает просто обесцениваться.

Борьба за известность

Таким образом, вместо того, чтобы работать и радовать своих поклонников все новыми образцами таланта, многие художники, живописцы, танцоры и музыканты вовлекаются в недостойную гонку за известностью, за деньгами. Для этого они подключают средства массовой информации, вредят друг другу, то есть занимаются тем, чем не должен заниматься талантливый человек. Они все чаще прибегают к связям с общественностью, продавая свою известность. Для них важнее аукционы, торги, всевозможные арт-рынки, где богатые люди, коллекционеры могут приобрести то, то им понравится. Речь не о том, что не нужно продавать талантливые работы, а, скорее, о чрезмерной роли цены за произведение искусства. Критики интерпретируют работы Э. Уорхола, Д. Кунса, Т. Эмин, Д. Херста, но не говорят о том, что значение этих работ в мире современного искусства и на рынке велико также по причине того, что за них были заплачены огромнейшие, рекордные суммы. Таким образом, к сожалению, деньги выходят на первый план. И тогда уже произведение не оценивают по его качеству, а по определению считают его шедевром, если оно создано определенными талантливыми людьми.

Абстракция – самая дорогая

Так, мы знаем много картин, странных на взгляд обывателя, именно абстрактного содержания, в основном, состоящих из разноцветных полос, дающих несколько зон цвета, что стоят миллионы. Так, полотно американского художника, выходца из России Марка Ротко «Оранжевое, красное, желтое» (1956) было продан на аукционе Кристи в Нью-Йорке за 86,9 миллиона долларов. В 2013г. была продана также картина Фрэнсиса Бэкона «Три эскиза с Лусиеном Фрейдом» (1969) за $142,4 млн. Почему они стоят так дорого? И прекрасней ли они гармоничных картин старых мастеров?… Но мы уже договорились, что сравнивать подобное нельзя.

Есть ли высший смысл в таких работах

Интересно, что, например, недавно были представлены в ГМИИ имени Пушкина работы известного американского художника славянского происхождения Энди Уорхола. Он родился в 1928 году и был провозвестником современного искусства. Да, эту выставку посещает много человек. Но все ли они искренне считают работу Уорхола шедеврами? Или просто идут на известное имя, на «раскрученный» бренд? И можно ли считать, что в подобных работах есть высший, морально-психологический смысл, они учат, делают лучше душу… Вопросы, что остаются без ответа.

Нет специалистов

Что такое искусство без специалистов, что могут по достоинству оценить шедевр? А специалистов в области искусства также немного. Нехватка знаний и методов продвижения, нехватка и знаний по различным направлениям искусства – все это тормозит его развитие. Тем более в нашей стране. Российские искусствоведы и координаторы пытаются перенимать опыт зарубежных коллег, но часто ошибаются. Для такого опыта также нужно много консультаций, разработок, методов, а иногда и денежных вложений в обучение, чего, на самом деле, не хватает.

Проблема не в искусстве

Некоторые российские депутаты и критики считают, что проблема не в искусстве, а в некоей ограниченной «тусовке», «элите», что провозгласила право оценивать шедевры искусства. Именно они навязывают свое мнение окружающим. А ведь искусство никуда не делось. Оно такое же, как тысячи лет назад, как в Древней Греции и Риме. Только там лавровый венок и почетную награду автору комедии или трагедии давали по праву, заслуженно. Просто нужно поменять критерии оценки, во главу угла поставить истинные ценности, а не ложные. Поставить красоту и нравственность, добро и гармонию. Оценку народа, а не отдельных необъективных критиков.

Бессмертный роман как пророчество

Прав был великий Булгаков, когда в своем бессмертном романе показывал Иванов Бездомных и Берлиозов, творящих чепуху и безвкусицу для успеха и денег. Пишущих то, что хотят услышать единицы. Не радующих своим искусством, если его так возможно называть, никого, даже самих себя. А истинные ценности искусства – всегда были и будут вечны. И они не зависят от социального строя и того, кто стоит у власти, от настроения общества, от каких-то мельчайших сиюминутных нюансов.

Итак, большое количество вопросов и проблем современного искусства до сих пор не решены. Важно, кроме того, и сберечь достояние каждой эпохи. Ведь подобные шедевры не повторяются, каждое время дает свои шедевры. Именно искусство формирует душу человека, обогащает ее, дарует удовольствие от наслаждения красотой. Оно должно и воспитывать, и расширять его кругозор. Поэтому так важно, чтобы массы понимали шедевры и обогащали свою жизнь с их помощью.

Сила искусства

Само по себе искусство не является ни хорошим, ни плохим. Оно нейтрально по отношению к человеку. Так, современные художники активно пользуются новыми жанрами. Новые жанры, которые появились на смену картине в последние десятилетия (перформанс, инсталляция, хепенинг. — «ВМ»), новые формы — они связаны с развитием языка визуальной коммуникации. Это — новые языки искусства. Изобретают их часто даже не художники.

Искусство – это послание

Любое качественное художественное произведение – это послание одного человека другому. И состоит оно из холста и красок или из писсуара и обломков, мусора – не важно. Важно, как сама личность относится к нему, какие ассоциации находит. И больно сознавать, что, например, кинематограф современности разделился на два противоположных лагеря, где на одном конце – бездарные сериалы с примитивными сюжетами и бесконечными диалогами, а на другом – фильмы для элиты, для фестивалей, подчеркнуто заумные и сложные, модные и ненужные. Таким образом, даже кино не связано с народом, для которого оно якобы создается. Это очень горько сознавать.

Считается, что из всех искусств наиболее сильно впечатляют нас:

  • Живопись;
  • Музыка;
  • Литература;
  • Кинематограф;
  • Театр.

Но даже эти наиболее сильные и впечатляющие виды искусства сейчас переживают кризис.

Кризис в музыке

Так, ситуация в музыке оставляет желать лучшего. Это прекрасный вид искусства, трогающий душу и сердце. Сколько прекрасных мелодий создано композиторами! Однако печально, что классические композиции сейчас не популярны. А популярная музыка служит только богатым мира сего. С их небезупречным вкусом нельзя ожидать, что заказанные ими композиции будут отличаться красотой мелодии, глубиной содержания. В то время как по-настоящему талантливые люди гибнут без материальной поддержки и разумного спонсорства. А так называемых «звезд» можно называть безголосыми, к сожалению.

Дополнительные проблемы современного искусства

Поговорим еще и о таких проблемах в современном искусстве, а именно:

  • Неуместная, ненужная цензура, которая ставит «палки в колеса», налагая запреты без повода;
  • Ценообразование предметов на рынке искусств или неоправданно завышено, или провоцирует кражи шедевров;
  • Бессмысленность и искусственная красота многих шедевров и фильмов;
  • Отсутствие воспитательной составляющей искусства, чаще всего остается только развлекающая;
  • Большое количество низкокачественных предметов искусства, субъективность оценки критиков;
  • Излишнее влияние политики и коммерции на искусство;
  • Низкая культура публики, для которой и должны создаваться шедевры;
  • Отсутствие поисков новых молодых талантов, их поддержка;
  • Слишком редкое признание мастеров вовремя;
  • Слабая роль худсоветов, критиков и искусствоведов.

Нельзя сказать, что именно этими проблемами исчерпываются все сложности искусства. Они могут добавляться в зависимости от территории и состояния общества, меняется от эпохи к эпохе.

Есть ли будущее у современного искусства?

Что такое сейчас современное искусство? Это и поставщик шедевров для рынка, и предмет эстетического наслаждения, и источник вдохновения. Однако явно и то, что современное искусство сейчас переживает явный кризис, и ситуация лишь ухудшается.

Так, современный шедевр наиболее дорого стоит тогда, когда его создали. Затем начинает дешеветь день ото дня. Можно ли сейчас создать шедевр на века, или это прерогатива лишь художников и композиторов прошлого? Где современные Матиссы и Ренуары, Чайковские и Леонардо да Винчи? Их практически не существует. И более того, талантливым юношам и девушкам в любом виде искусства весьма сложно пробиться. И дело не только в материальной поддержке. Нет учителей и средств для того, чтобы заниматься любимым делом, нет времени для взращивания своего таланта. Что же разрешит этот постмодернистский кризис? И что должно случиться, чтобы это произошло? Как знать… Обычно говорят, что искусство становится иным, когда меняется само человечество, когда меняется история.

Хоронить талант и оставаться в тени

Именно о таких проблемах пишут современные журналисты, вскрывая недостатки современного общества. Так, Алексей Егоров написал интересную статью-расследование «Попса. История Всероссийского канала», в которой поднимает проблему, возможно, ранее недоступную широкой аудитории. Действительно, если нет профессионального музыкального образования, сложно сразу понять, талантлив, одарен человек музыкально или нет. С другой стороны, все известно, что у наших так называемых «звезд» одна-две песни, которые они не осмелятся никогда спеть вживую. Что уже и говорить о том, что продюсеры подобных талантов больше заботятся о внешности и имидже своих подопечных, чем о совершенствовании профессиональном, духовном… А голос для них вообще значения не имеет. Ведь раньше популярными мелодиями жила вся страна. Такие певцы и певицы, как Шарль Азнавур, Мирей Матье, Муслив Магомаев давали людям своей музыкой возможность перенестись в иной мир, прекрасный и неповторимый. Всем нам известна магия джаза, тонкость духовой музыки…

Нелестное сравнение

Почему же сейчас по телевизору постоянно показывают одних и тех же, крутится попса, которая проплачена, но ни у кого не вызывает восторга? Почему шоу-бизнес используется лишь для зарабатывания денег, не развивает слушателей духовно? Все эти вопросы затронул журналист в своем исследовании. Он сравнил подобное «искусство» с дешевой колбасой, в которой нет качественного мяса: упаковка выглядит красиво, но, тем не менее, нет желания испробовать.

Проблема

Проблема еще и в том, что участие в концертах, ротация на радио стоят дорого и у обычных талантливых юношей и девушек не хватает на это денег. Если же и пробьется кто-либо сквозь заслон бездарности, чудом вспыхнет новая звезда таланта – ей тут же начинают готовить новый банальный репертуар, неестественно уродовать внешность в дань современной моде. Калечится душа и калечится талант. Вот в чем основная проблема юных талантов современности, в любом искусстве и на любом уровне.

Где выставляется образчики современного искусства, где с ними можно познакомиться?

  • В галереях современного искусства;
  • В коллекциях частных лиц;
  • В коллекциях различных коммерческих корпораций;
  • На выставках и в музеях;
  • В арт-студиях или студиях самих художников и скульпторов.

Печально, что при этом зарубежные художники, например, получают от государства различные гранты на поддержку и развитие, награды и премии. К сожалению, у нас в России это так же развито, но более слабо.

Существуют галереи и музеи современного искусства, институты и центры.

Будущее современного искусства

Как будет развиваться современное искусство в дальнейшем? Какие появятся новые звезды, новые шедевры? Что будет в моде изображать на холстах и в музыке через сто лет? Вне всяких сомнений, современное искусство будет развиваться и рождать новые тенденции и направления, гении будут творить и радовать своим искусством людей. Однако, хотелось бы, чтобы государство принимало больше участия в помощи молодым дарованиям во всех сферах современного искусства. А также было бы просто прекрасно, если бы власть денег стала не такой сильной по отношению к талантливым произведениям. Чтобы поэты и музыканты, композиторы и певцы имели возможность творить по велению музы, а не звона монет. Кроме того, остается под вопросом воспитательная и моральная составляющая искусства. Сейчас она, как никогда, ослаблена. Основное назначение талантливого человека «глаголом жечь сердца людей», пробуждать в их душе прекрасный возвышенные чувства должно возвратиться. Именно тогда искусство обретет великую силу и влияние.